26 мая 2021
Карнова Лидия Ивановна,
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 105 Ворошиловского района Волгограда»
Знания современных детей напоминают мозаичное зрение насекомых: они видят отдельные элементы, умеют опознавать их и даже применяют в определённых условиях, но общей картины мира, соотнесенности и взаимосвязанности этих элементов между собой они не осознают и даже порой не замечают. С подобным явлением мне пришлось столкнуться в процессе написания сочинения на тему «Красота воды» ученицей 6 класса, когда у ребёнка возник вопрос: является ли туман водой? Этот вопрос возник у неё несмотря на успешное освоение темы «Гидросфера» в процессе изучения географии, где шестиклассники знакомились с различными явлениями природы, связанными с водой (иней, роса, дождь, снег и т.д.); среди изучаемых явлений был и туман. Это свидетельствует о том, что часто ученики не переносят знания, полученные в ходе изучения одного предмета, в ситуации, создающиеся на уроках и внеурочных занятиях по другим предметам. В связи с этим возникает потребность в комплексном изучении явлений и создании представления о роли того или иного факта в целостной картине мира. Этого можно достичь через применение интегрированного подхода. Под интеграцией в современном образовании понимается «высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений» [1].
Как правило, говоря об интеграции в образовании, под этим процессом подразумевают объединение различных предметов для изучения подобных тем, то есть внешнюю, горизонтальную, интеграцию, но при этом необходимо также не упускать из виду ресурсы интеграции внутренней, свойственной каждому предмету.
В МОУ СШ № 105 работа над внедрением интеграционных процессов началась с интегрированных учебно-исследовательских и творческих работ. Среди творческих работ были рукописные книги с художественными рассказами и иллюстрациями к ним, созданные детьми, осмыслившими в своих произведениях темы Родины и подвига, Великой Отечественной войны и её значения в наши дни. Учебно-исследовательские проекты создавались на стыке литературы, истории и астрономии, астрономии и биологии, физики и литературы.
В настоящее время в школе ведётся целенаправленная деятельность по изучению моделей интегрированного урока и созданию таких уроков на стыке нескольких предметов, что приводит к использованию внешней интеграции. Внешняя, или горизонтальная, интеграция требует детальной проработки материала, умения применять этот материал во время изучения предметов, возможно, совершенно не связанных между собой. Так появились интегрированные уроки на стыке физики и литературы в 5-х и 7-х классах, причём если в 5-х классах уроки были посвящены прорыву нашей страны в исследованиях космоса, поэтому они проходили на эмоциональном подъёме, то в 7-х классах учащиеся изучали физические явления, затронутые в романе Ж.Верна «20 тысяч лье под водой», поэтому урок включал в себя как эмоциональную составляющую (при разговоре о событиях, происходивших на борту «Наутилуса»), так и рациональный подход, в рамках которого учащиеся при решении физических задач могли убедиться в точности представлений знаменитого французского фантаста.
Говоря о внешней интеграции при изучении русского языка, необходимо обращать внимание на то, что для большинства учащихся массовой школы очень затруднителен перенос знаний с одного языка на другой: они не видят сходства многих языковых явлений, присущих в разных языках, не замечают общего, а видят только различия, причём различия внешние, связанные с фонетической и лексической сторонами изучаемых языков. И такое восприятие не только не способствует формированию «языковой личности» школьника, но и является препятствием при изучении русского языка.
Организация материала с использованием внутренней и внешней интеграции особенно актуально в условиях введения ФГОС, так как объединение различных тем на одном уроке требует от учащихся не только знаний по конкретному предмету, но и метапредметных умений, универсальных действий (анализ, синтез, обобщение и систематизация материала), применимых в любых ситуациях.
Однако в применении внутренней и внешней интеграции при изучении языковых явлений существуют и определённые трудности: нет интегрированных программ, учебников, которые бы давали материал в соответствии с интегративными процессами, и, соответственно, заданий для отработки полученных навыков на практике. Поэтому приходится систематизировать теорию и составлять задания самостоятельно на основе имеющихся учебных пособий. Но, несмотря на это, мы считаем, что за интеграцией в образовании - будущее, так как она способствует созданию у учащихся целостной картины мира и нахождению в этой картине места для каждого изученного явления.
Использованная литература и интернет-источники:
1. Омельченко С.В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2007. - № 1. // http://jurnal.org/articles/2007/ped1.html
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.