Доступная среда
Общие документы:
Конвенция ООН о правах инвалидов.pdf
Конвенция о правах ребенка.pdf
Социальный кодекс Волгоградской области.pdf
СанПин для обеспечения условий детей с ОВЗ от 10.06.2015г..pdf
Документы МОУ детского сада № 25 :
Паспорт доступности по ул. Ельшанская, 77.pdf
Паспорт доступности МОУ детского сада № 25 по ул. им. Саши Филиппова, 46.pdf
Для родителей детей-инвалидов предусмотрены льготы по оплате за детский сад ( в МОУ детском саду обучается - 3 детей инвалидов).
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Поэтому функциональная задача нашей образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную среду».
На 01.09.2022г. МОУ детский сад № 25 посещает 11 детей с ОВЗ (группа компенсирующей направленности, для детей с задержкой психического развития), получающих образовательные услуги по адаптированной образовательной программе ДОУ.
В МОУ детском саду обучаются 3 детей инвалидов. Воспитанники не нуждаются в специальных образ овательных условиях, в связи с чем, форма электронного обучения и дистанционные образовательные технологии не используются.
В МОУ детском саду организована доступность предоставляемых образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (см. паспорт доступности):
- наличие специальных поручней;
- безбарьерный вход в помещения;
- дублирование зрительной информации для инвалидов по зрению;
- дублирование надписей шрифтом Брайля;
- наличие стоянки для автотранспортных средств инвалидов;
- наличие кресло- коляски для посетителей с ОВЗ;
- наличие педагога-тьютора Фастова Мария Викторовна
- наличие альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению;
- наличие обученных педагогов, прошедших курсовую подготовку по дополнительной профессиональной программе "Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" - 19 педагогов ( 100%).
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о наличии специально оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В детском саду оборудованы и оснащены необходимым оборудованием:
- музыкальный и физкультурный залы - оснащены расширенными дверными проемами, устранены пороги; имеется физкультурное оборудование и инвентарь, в том числе доступный для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, борудование спортивного зала и открытой спортивной площадки, используемые в воспитательно-образовательном процессе, ежегодно проходят испытание, которое заверяется актом испытания.
- кабинеты учителя – логопеда, учителя-дефетолога, педагога-психолога - в кабинетах устранены пороги, расширенные дверные проемы.
- методический кабинет - расположены рядом с входным блоком, имеется оборудование, оборудован современными средствами ИКТ, имеется точка доступа Интернет. В кабинете имеется современная научная, методическая, художественная литература, методические рекомендации в помощь педагогам.
Объекты для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Кабинет учителя-логопеда
- Кабинет учителя-дефектолога
- Кабинет педагога-психолога
- Комната психологической разгрузки
- Театральная студия
- Музыкальный зал
- Физкультурный зал
- Групповые помещения
- Имеются участки, огороженные зелененой изгородью, веранды для прогулок.
- Транспортная площадка ПДДТТ оборудована для проведения практических занятий на территории МОУ детского сада и в помещении комната ПДД.
Библиотеки, в том числе приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.
Объекты спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Спортивный зал МОУ оснащен современным спортивным оборудованием и инвентарем, в том числе и для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Дверной проем расширен, устранены пороги.
Спортивная площадка, расположенная на территории детского сада соответствует требованиям безопасности, спортивные объекты оборудованы мягким покрытием.
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения используемые в МОУ:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа-, мультимедийные пособия)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.
В МОУ детский сад № 25 оборудован беспрепятственный доступ в здание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МОУ детском саду № 25 создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях обеспечения доступности объекта в МОУ детском саду № 25 расширенные дверные проемы, устранены пороги, нанесена контрастная маркировка на ступени, установлена кнопка вызова.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, учитель -дефектолог, педагог-психолог, тьютор, старшая медицинская сестра.
Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется оборудованный кабинет учителя-логопеда, учителя -дефектолога, педагога-психолога.
В МОУ детском саду специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
С целью обеспечения сбалансированного питания обучающихся в муниципальных учреждениях Волгограда, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, соблюдения требований СанПиН, в соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от 09.11.2016 г. № 49/1469 "Об утверждении Положений об организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда",
Контракта по питанию №________, (Приложение № 1), (Приложение № 2) , (Приложение № 3,4 ).
Прием пищи устанавливается по строго отведенному времени.
В МОУ детском саду № 25 организуется 4-разовое питание:
- завтрак
- 2-й завтрак
- обед
- уплотненный полдник с включением блюд ужина
Для обеспечения преемственности питания родителей законных представителей информируют об ассортименте питания воспитанника, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в МОУ детскомм саду № 25, с рекомендациями.
Пищеблок МОУ детского сада № 25 отвечает всем требованиям СанПиН 2.4.3648-20, СанПиН 2.32.4.3590-20, СП 2.1.13678-20. Согласно нормативам, пищеблок оборудован современными машинами и аппаратами, механизирующими и автоматизирующими процессы обработки пищевых продуктов, что способствует повышению производительности труда, качества пищи, уменьшению количества отходов продуктов. Питание детей организуется в соответствии с требованиями СанПиН и примерного 20-дневного меню.
Для приема пищи группы оснащены отдельными раздаточными комнатами с необходимой мебелью и достаточным количеством столовой посуды в соответствии с требованиями СанПиН.
В каждой групповой ячейке имеются:
- столы для приема пищи
- наборы посуды для каждого воспитанника
- сушилки для посуды в количестве 2 штуки в каждой групповой ячейке
В групповых ячейках имеются утвержденные заведующим инструкции по режиму обработки посуды, кухонного инвентаря, графики питьевого режима и смены постельного белья. В МОУ выполняются требования СанПиН , СП в части хранения и обработки посуды и инвентаря. Не допускается использование посуды с отбитыми краями, трещинами, сколами.
Специальные условия охраны здоровья обучающихся:
Специальные условия охраны здоровья детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в детском саду № 25 осуществляются работниками ГУЗ "Детская поликлиника № 6" на основании Договора на оказание медицинских услуг.
Учитывая проблему охраны здоровья детей и требования, предъявляемые к учебным занятиям в отношении учебно-воспитательного процесса, образовательный процесс в МОУ детском саду № 25 построен так, чтобы дети не были перегружены занятиями. Об этом свидетельствует режим дня в группах, учебный план, режим занятий, организация образовательного процесса в соответствии с нормами СанПиН. Соблюдаются все гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей, предназначенные для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм воспитанников перегрузок, в том числе и при организации учебно-воспитательного процесса.
Продолжена работа по рационализации организации учебного процесса: оздоровительные режимные моменты в организации занятий; исключение факторов, негативно влияющих на здоровье детей; составление расписания непосредственно образовательной деятельности, предусматривающее чередование образовательных областей с высоким баллом по шкале трудности с областями.
Проводится анализ состояния здоровья воспитанников, регулярно оформляются статистические отчеты о состоянии их здоровья. В период повышенной заболеваемости (межсезонье) ОРВИ и гриппом проводится (по согласованию со службами поликлиники и сан.эпидем. службы ) комплекс специальных профилактических мероприятий: проф.прививки от гриппа; соблюдение санитарно-гигиенического режима; фитоциндо- терапия (лук, чеснок); витаминизация 3-х блюд (витамин С, отвар шиповника).
В системе проводятся как традиционные (зарядки, прогулки на свежем воздухе, физ. минутки), так и нетрадиционные формы оздоровления детей: точечный массаж; дыхательная гимнастика; гимнастика после дневного сна, босохождение, воздушные ванны; ходьба по массажным коврикам; гимнастика для глаз. По графику были проводятся профосмотры детей врачами-специалистами. Дети с выявленной патологией направляются на дальнейшее лечение.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения.
Основной целью информатизации МОУ детского сада № 25 является создание единого информационно - образовательного пространства, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательном учреждении современные информационные и коммуникационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных систем образования.
Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах, специалистами, воспитателями и в управлении образовательным процессом.
Единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательной организации современные и коммуникативные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, мультимедиа являются мощными техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Электронные образовательные и информационные ресурсы МОУ детского сада № 25 , к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта.
Обеспечен устойчивый выход в Интернет с 2-х компьютеров, Wi-Fi. Скорость Интернета - 2 МБ/сек. Определен перечень информационных электронных образовательных ресурсов для использования в работе педагогов.
На компьютеры, имеющие доступ выхода в сеть Интернет установлены фильтры "ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗОР", с целью предотвращения нецелевого использования ресурсов сети. Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах специалистами, воспитателями и администрацией МОУ. Единое информационно-образовательное пространство осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное применение информационных технологий. Основными участниками и пользователями единого информационно-образовательного пространства являются: педагоги, администрация, обучающиеся и их родители. Определен перечень информационных электронных образовательных ресурсов для использования в работе педагогов.
Педагоги имеют возможность выхода в сеть Intertnet для поиска информации при подготовке к занятиям, с целью обмена опытом работы, повышения квалификации, дистанционного участия в вебинарах, конкурсных программах.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - www.fcior.edu.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
7 компьютеров,
2 ноутбука,
3 мультимедийных проектора,
2 МФУ,
2 музыкальных центра
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - не предусмотрено.
Вход в МОУ детский сад № 25
дублирование зрительной информации для инвалидов по зрению
Наличие на входе информационной таблички со шрифтом Брайля
наличие поручней на лестничных пролетах
В МОУ детском саду № 25 просторные, широкие коридоры, безбарьерные проходы в помещения.
Оборудованы санитарно- гигиенические помещения
Наличие кресло- коляски для посетителей с ОВЗ
Наличие надписей, дублированных шрифтом Брайля
На участках и по территории МОУ детского сада № 25 «безбарьерная» среда — расположена таким образом, чтобы люди с физическими отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Наличие стоянки для автотранспортных средств инвалидов