Oбучающий семинар "Адаптация учащихся пятых классов к обучению на основной ступени образования."
23 ноября 2009 года в Ворошиловском районе на базе МОУ гимназия № 5 прошёл обучающий семинар для классных руководителей 5-х классов по теме «Адаптация учащихся пятых классов к обучению на основной ступени образования. Методы педагогической диагностики в практике учителя.»
На семинаре присутствовало 20 классных руководителей. Обсуждаемые в ходе семинара вопросы вызвали живой интерес. Педагоги осознают важность и необходимость обсуждаемой проблемы.
Заведующая кабинетом социально-психологического сопровождения образовательного процесса Ворошиловского отдела МОУ ЦПК Белова Т.П. в чёткой и доступной форме рассказала присутствующим о проблемах возникающих у пятиклассников в процессе адаптации к условиям обучения на основной ступени образования, познакомила с методикой, позволяющей учителю выявить проблемы и своевременно прийти на помощь ребёнку.
Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям жизнедеятельности. У каждого человека протекает по-разному и зависит от его индивидуальных особенностей.
Существует определённый социально – психологический норматив в виде системы требований, которые предъявляет ребёнку социум, школа, образовательная среда. Этот социально – психологический норматив находится в зависимости от культуры, географического положения этнических особенностей того или иного региона. Пока ребёнок удовлетворяет этим требованиям, он адаптирован; как только он перестаёт удовлетворять им, по совершенно разным причинам, он дезадаптируется. Можно рассматривать различные формы проявления дезадаптации. Поведенческую, в случае если поступки ребёнка отличаются от нормативных требований школы. Учебную, если процесс овладения учебными навыками проходит с осложнениями.
Чтобы предупредить начало процесса дезадаптации следует проводить планомерную и целенаправленную работу по сопровождению ребёнка в воспитательно – образовательном пространстве. Прежде всего, следует отслеживать детей группы риска по школьной адаптации. Их в свою очередь надо углубленно обследовать, чтобы выявить её причины. И главные среди них – неблагополучие в семье, несоответствие образовательной программы возможностям ребёнка, проблемы в детском коллективе.
Причины этих кризисных в развитии школьника ситуаций различны. Они не всегда соотносятся с возрастными этапами развития, чаще становятся результатом сложного переплетения неблагоприятных социальных и индивидуальных предпосылок.
Социальными предпосылками возникновения таких ситуаций могут быть различные обстоятельства – бедность или ущербность окружающей ребёнка среды, не способной удовлетворить его актуальные потребности; конфликты в сфере личностно значимых для ребёнка отношений и так далее.
Индивидуальными же предпосылками адаптационных нарушений в тех случаях, когда речь идёт о так называемых нормальных детях, могут быть частичные нарушения развития, физическая или психическая ослабленность ребёнка, его педагогическая или социально – педагогическая запущенность.
Факторами, провоцирующими возникновение ситуаций риска, нарушение взаимодействия со школьной средой, следует рассматривать уже собственно педагогические обстоятельства: несоответствие режимной, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки на ребёнка его возможностям.
Возможно ли предупредить эти состояния?
Справедливо ставится вопрос о том, что диагностическая деятельность, как и коррекционная, должна быть не «запаздывающей» по отношению к возможным адаптационным проблемам и нарушениям у ребёнка, а упреждающей эти нарушения. Необходимо изменить саму логику этой деятельности, когда речь идёт о растущем человеке. Объектом диагностики должны стать не столько уже имеющиеся факты адаптационных нарушений у детей – социальная несостоятельность ребёнка, его неуспешность в соответствующей возрасту деятельности, отклоняющееся поведение, психическое нездоровье,- сколько предпосылки и начальные признаки этих нарушений.
Всё более широкое признание получает диагностирование психолого – педагогической направленности. В проблеме диагностирования психического развития, в оценке адаптационных проблем детей в условиях образовательной практики должны быть определённые этапы, уровни, закономерно следующие друг за другом: педагогический, психологический, медицинский. На каждом из этих уровней будут решаться свои задачи.
Педагогическая диагностика – опираясь на педагогические критерии, определить актуальный уровень развития ребёнка в сравнении с детьми данной возрастной группы, зону его ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптационных нарушений или их начальные проявления, обосновать условия обучения или необходимость изменить существующие, определить вид и объём педагогической помощи.
На психологическом уровне это будет более глубокий, с установлением причинно – следственных связей анализ индивидуальных проблем и резервов ребёнка, тех проблем и резервов, которые кроются в социально – педагогической ситуации его развития в их неоднозначном переплетении.
Медицинская диагностика выявляет возможное заболевание как предпосылку или следствие адаптационных нарушений и назначение необходимой для каждого случая медикаментозной коррекции.
Главным в изучении психического развития ребёнка в этой системе должен быть уровень собственно педагогический. Субъектами изучения в этом случае становятся лица, которые наиболее близко общаются с ребёнком, - родители, воспитатели, учителя. Именно они первыми сталкиваются с его индивидуальными проблемами, прежде всего они должны быть профессионально подготовлены к тому, чтобы эти проблемы вовремя увидеть и грамотно оценить.
Изучение школьников – не самоцель, а средство для того, чтобы выбор способов обучения и воспитания в индивидуальной работе с ребёнком осуществлялся не случайно, а со знанием дела. Воспитание ребёнка не может быть эффективным без знания его особенностей.