17 мая 2010
Рассказы о новых школьных конфликтах все чаще появляются в СМИ. Для их разрешения создаются специальные службы примирения, состоящие из учителей, психологов, учеников и их родителей. Об одном из способов урегулирования конфликтов - методе «Школьная медиация» - в интервью РИА Новости рассказала президент Научно-методического центра медиации и права, председатель подкомиссии по альтернативным методам разрешения споров и медиации Ассоциации юристов России Цисана Шамликашвили.
- Цисана Автандиловна, что представляет собой метод «Школьная медиация»?
- Особенность метода – привлечение к урегулированию конфликта человека извне, нейтрального и беспристрастного, которого называют медиатором. Медиация как способ разрешения конфликтов может применяться не только в школе, но и в гражданско-правовых отношениях – сейчас Госдума рассматривает внесенный президентом России законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Между тем в массовой школе для разрешения конфликтов чаще всего используется административное давление. Если конфликт дерущихся подростков покажется учителю серьезным, он ведет их к директору, вызывает в школу родителей. На формы выражения протеста ученика – отказ посещать уроки, нарушение дисциплины, - у администрации всегда найдутся репрессивные методы вплоть до исключения из школы. Но ведь есть принципиально другие подходы к общению с детьми.
- Для урегулирования каких конфликтов необходимы школьные службы медиации?
- Без внимания не должны оставаться любые школьные конфликты: между детьми, учителями и детьми, родителями и учителями. Как правило, конфликты между детьми становятся известны взрослым только после произошедшего насилия и когда кто-то реально пострадал. Школа и семья должны сделать все возможное, чтобы конфликты вовремя предотвратить и не доводить ситуацию до крайности. «Школьная медиация», как и «медиативный подход» в целом, решают именно эту задачу, содействуя формированию благоприятного климата для всех участников образовательного процесса.
- Школьный медиатор – это отдельная должность?
- Нет, роль школьных медиаторов могут выполнять учителя, психологи, социальные педагоги и ученики («группы равных»), прошедшие специальную подготовку. Медиатор должен выявить движущие мотивы конфликта, создать условия для лучшего понимания сторонами друг друга и выработки совместного решения, отражающего их интересы. При этом медиатор не предлагает и не выносит решение.
Есть примеры, когда «проблемные» дети, не пользовавшиеся уважением у одноклассников, участвуя в программе «Школьная медиация», приобретали авторитет за умение и готовность прийти на помощь, помочь ровесникам найти общий язык друг с другом или со взрослыми.
- От чего зависит эффективность метода?
- Прежде всего, от того, насколько последовательно проводятся мероприятия по его интеграции. Желательно, чтобы в рамках одного образовательного учреждения подготовку прошли не менее пяти представителей педколлектива (три учителя, психолог, социальный педагог) и несколько групп учеников, чтобы суть школьной медиации была понятна администрации школы, учителям и родителям. С 2006 года наш Центр проводит обучение работников школ и «групп равных» в отдельных образовательных учреждениях регионов Центральной России, включая Москву.
В московской школе возник конфликт между учителем и 15-летним подростком, который приехал из-за границы и не адаптировался к российской школьной системе. Он прогуливал уроки, вел себя вызывающе. Учитель в ответ унижал мальчика, кричал на него, действуя его же методами. Медиатор, проведя сессии между учителем и учеником, между учителем и мамой, помог им пройти непростой путь от неприязни друг к другу к взаимному принятию. В результате учитель счел нужным извиниться перед мальчиком.
С помощью школьной медиации не раз удавалось урегулировать конфликты, связанные с последствиями моббинга – объявления коллективом бойкота одному ребенку при подстрекательстве неформального лидера.
Был случай, когда директор в нарушение всех правовых норм пригрозил ребенку исключением из школы в разгар учебного года. Мальчик в знак протеста стал отыгрываться на учителях и сверстниках. Благодаря медиации - беседам между директором и родителями, директором и ребенком - мальчик остался в школе. Более того, директор взяла над ребенком своеобразное шефство и, признав равные права подростка, повысила свой авторитет в глазах учеников.
- Каковы перспективы школьной медиации в нашей стране?
- Мы планируем при поддержке Минобрнауки России апробировать модель школьной медиации в двух-трех регионах. Совместно с Институтом социологии образования РАО нами разработана программа его сопровождения и анализа результатов. В ближайшее время понятие медиации как гражданско-правового явления может войти в школьный курс обществознания, чтобы дети имели представление об этом новом методе разрешения споров.
http://www.rian.ru/edu_analysis/20100514/234326553.html
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.