ВТК

Уроки ОБЖ должны учить детей поведению в экстремальных ситуациях

28 декабря 2009

 Пожар в Перми унес жизни 150 человек, более 70 пострадавших до сих пор остаются в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Перми. Трагедия вновь поставила вопрос о сохранении человеческой жизни там, где это возможно. Учить этому надо с детства. О преподавании в российских школах основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) РИА Новости рассказал автор ряда учебников по этому предмету, кандидат педагогических наук Анатолий Смирнов.

- Анатолий Тихонович, расскажите, что представляет собой ОБЖ как предмет?

- Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. К примеру, не включать по пять-шесть электроприборов в розетку, если в доме старая проводка, не рассчитанная на такое напряжение. За счет все увеличивающегося числа благ цивилизации, которыми теперь окружены люди, опасностей становится только больше.

- Как сейчас в школах преподается ОБЖ?

- К сожалению, преподавание ОБЖ в школах обязательно лишь в восьмом, десятом и одиннадцатом классах, а также - с принятием нового образовательного стандарта для начальной школы - в составе предмета Окружающий мир. Но только 40% регионов преподают ОБЖ с первого по одиннадцатый класс.

Содержание курса ОБЖ очень подвижно, в каждом регионе оно дополнено своими особенностями. Допустим, в Санкт-Петербурге необходимо рассказывать детям о действиях в случае наводнения, а не землетрясения. На Камчатке же наоборот. 
В старшей школе курс ОБЖ разделен на две части: для мальчиков и девочек. Первые изучают основы военной подготовки, которые, на мой взгляд, стали необходимы в связи с сокращением службы в армии до одного года. Ребята изучают уставы вооруженных сил РФ, порядок прохождения воинской службы, военную форму, знаки отличия.

Девушкам преподаются углубленные основы медицинских знаний (первая помощь при травмах, ранениях и отравлениях), им рассказывают о репродуктивном здоровье женщины и факторах, на него влияющих, о том, как здоровье родителей влияет на здоровье ребенка. 
- Но ведь такими знаниями - о вооруженных силах, о медицине - владеет не каждый учитель. Кто преподает ОБЖ?
- Сейчас учителями ОБЖ часто становятся или преподаватели физкультуры, или те, у кого есть такая возможность в учебной нагрузке, при нехватке часов. Это в корне неправильно.

ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться – школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде. А из-за недоработки учителя ОБЖ жизнь ребенка может оказаться в опасности. Конечно, существуют методические рекомендации и поурочные планы, которые выпускает, в частности, издательство «Просвещение», но нельзя недооценивать и роль педагога, который своим примером должен учить детей вести здоровый образ жизни и не попадать в опасные ситуации.

Необходимо проводить и практические занятия, которые являются неотъемлемой частью курса. На них дети должны отрабатывать поведение во время экстремальных ситуаций. Но сейчас в редкой школе проводятся общие учения по эвакуации, в то время как в соответствии с законом о гражданской обороне они должны проводиться несколько раз в год, что уж говорить о практических занятиях на ОБЖ. А ведь именно навыки, усвоенные еще в детстве, могут когда-нибудь спасти жизнь. Жертв в ночном клубе в Перми было бы меньше, если бы людей научили в школе: самое опасное при пожаре – угарный газ, который поднимается вверх, оставляя внизу слой чистого воздуха. Уверен, практические занятия, во время которых дети должны выбраться из класса на четвереньках, как и следует при пожаре, навсегда им запомнятся и мгновенно подскажут в опасной ситуации, что делать.

- Как правильно следует преподавать ОБЖ, чтобы это давало положительный результат?

- Необходимо сделать его обязательным предметом с первого по одиннадцатый класс. Ведь формирование культуры безопасности – это длительный процесс, требующий системного подхода. Курс построен концентрически, «по нарастающей»: некую первую информацию школьник получает сначала в пятом классе, потом, в расширенном и углубленном виде, в восьмом классе. В сочетании с практическими занятиями это привьет детям культуру заботы о безопасности, то есть переходить дорогу на зеленый свет надо не потому, что рядом стоит постовой милиционер, а потому что это опасно для жизни, у человека должно быть сформировано такое убеждение.

Да и сам предмет, если преподавать его должным образом, очень интересен. В одной из поездок - в Калининград - я услышал от школьников, что ОБЖ – их любимый предмет, «без него никак, он на всю жизнь». Мало того, он нужен и родителям, ведь они никогда не изучали ничего подобного и если знают какие-то общие правила и моменты, то больше из жизненного опыта.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
апП 

По материалам сайта www.school.edu.ru


0
Администратор, Ответить Цитата

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.
Волгоградский колледж управления и новых технологий
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации www.minobrnauki.gov.ru МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ www.edu.gov.ru Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru Профсоюз работников народного образования и науки eseur.ru