10 декабря 2009
Александр Черных
Вузы должны помогать школам учить своих будущих студентов, заявил вчера министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании Российского союза ректоров. По его словам, ректоры должны заняться профориентацией ребят, открывая в школах кружки и факультативы. Ранее ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий жаловался на то, что уровень знаний выпускников школ падает. Он рассказал, что в МГУ много лет подряд на первом курсе проводятся "хитренькие" контрольные, которые показывают преподавателям уровень знаний вчерашних школьников. "Результаты последних лет четко показывают: качество знаний падает", — сказал ректор, подчеркнув, что это не зависит от детей в целом или, например, ЕГЭ.
По словам Садовничего, это результат общих проблем российского школьного образования, к решению которых должно присоединиться и ректорское сообщество, поскольку речь идет о будущих студентах.
"Прежде всего надо обратить внимание на учителей, — сказал ректор МГУ. — Кто эти учителя, что они оканчивали? Это все далеко не праздные вопросы".
По мнению ректора, необходимо ставить вопрос о введении заградительных барьеров на право работать в школе — как психологических, так и "научных".
В то же время надо увеличивать количество выпускников непедагогических вузов, которые идут работать в школу.
Ректор главного вуза страны призвал обратить внимание на уже работающих учителей: часто они формально относятся к процессу повышения своей квалификации. Он упомянул и о промежуточных итогах работы Комиссии при президенте по совершенствованию проведения ЕГЭ в 2010 году, в которую он входит. По его словам, в ближайшее время состоится последнее заседание, после чего комиссия представит общественности результаты своей работы.
"Основные предложения направлены на то, чтобы уменьшить в ЕГЭ количество элементов тестовых заданий и увеличить творческие формы", — сказал Садовничий.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко в свою очередь объяснил ректорам, что главная их проблема — демографический спад. Если раньше у большинства вузов соотношение бюджетников и "платников" было 50 на 50, то в этом году за деньги учится только треть студентов.
"Это уже не звонок, это колокол, а в следующем году прозвучит сирена", — предсказал министр. В таких условиях не стоит надеяться, что вузы получат идеальных студентов. Поэтому министр посоветовал ректорскому сообществу активно заняться профориентацией будущих абитуриентов.
"Мы должны сами идти в школу, а не сетовать, что школа уже не та, — подчеркнул Фурсенко. — Мы должны готовить людей для себя — объяснять детям, почему им надо учиться именно здесь. Недостаточно даже учить учителей, надо помогать им, открывать в школах кружки и факультативы".
В качестве примера для подражания он напомнил про опыт Московского физико-технического института — госуниверситета.
"Почему абитуриенты идут со своими результатами ЕГЭ сразу туда, не рассылая их дополнительно в другие вузы? Потому что Физтех целенаправленно десятилетиями занимается профориентационной работой", — уверен министр.
Говоря о будущем российского высшего образования, Фурсенко предположил, что вузы рано или поздно начнут выдавать собственные дипломы вместо обезличенных государственных. Гарантией такого персонального диплома станет авторитет вуза, что поможет как работодателям, так и абитуриентам в их выборе. "Тысяча вузов и 2 тыс. филиалов не могут дать одинаковый уровень образования, — объяснил он. — Думаю, мы увидим такие дипломы еще на нашем веку".
По материалам сайта www.school.edu.ru
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.