10 декабря 2009
Непременное условие модернизации содержания образования - повышение активности обучаемого. Этому в наибольшей степени соответствует проектная деятельность школьника. О ее влиянии на текущую успеваемость и будущую успешность детей РИА Новости рассказала научный руководитель образовательных программ Московской высшей школы социальных и экономических наук, автор книги «Проектная деятельность школьников» Катерина Поливанова.
- Катерина Николаевна, проектами часто называют не только исследования, но и рефераты. Что вы вкладываете в это понятие?
- Определений множество. Проектами, например, называют деятельность, направленную на достижение цели. Школьник формулирует цель самостоятельно и осознает, каких результатов и какими способами он хочет добиться. Главное, что, выполняя проект, он видит, чувствует связь своего замысла и реализации. Завершением проекта должна стать его презентация. Это итог, результат, который существует уже отдельно от автора.
- Ребенок действительно все делает сам?
- Да. Учитель может помогать, но не должен выполнять за него всю работу. Ребенку должен быть интересен и предмет проекта, и работа над ним.
Найти такой предмет непросто. Буквально на днях мне рассказали: девочка-семиклассница по заданию собирала в Интернете материал о героях войны и случайно по ссылке вышла на историю династии Романовых. Она увлеклась, стала читать, собирать материалы, искать фотографии - что-то вызвало ее интерес. К школе он может не иметь никакого отношения, зато к ее личному развитию – прямое. Вот тут самое место учителю поддержать и помочь.
Найти такой интерес ребенку сложно, а вот потерять его он может легко. Дети теряют интерес к работе, если за них начинают ее выполнять взрослые. У нас же, как правило, происходит именно так. Учителя вмешиваются в работу: им важно представить проекты руководству школы, директору. Получается, наша школа с проектной деятельностью в настоящем ее понимании не знакома. Хотя это словосочетание, наверное, самое часто употребляемое на школьных сайтах, где учителя делятся тем, какие у них увлекательные проекты.
- А почему вообще так важно подросткам заниматься проектной деятельностью?
- Действия приводят к какому-то результату. Например, ты уронил чашку – она разобьется. Школьник, выполняя проект, что-то преобразует и видит: у него получается. Это подталкивает его к дальнейшей работе.
Без проектной деятельности трудно связывать действие с результатом, и дети не достигают в этом нормы подросткового возраста. Следствием может стать асоциальное поведение: ребенок совершает проступок, а потом искренне не понимает, почему должен держать ответ.
Но главное – нет интеллектуальных и образовательных результатов, характерных именно для подросткового возраста. Это подтверждают данные международных исследований, согласно которым наши 15-летние школьники фактически отстают в развитии мышления от европейских сверстников.
Россия участвует в нескольких исследованиях качества образования. Одно из них – TIMSS - измеряет знания учебных предметов, другое - PISA – исследует способность решать житейские задачи средствами учебных предметов, а для этого важно умение анализировать, мыслить самостоятельно. В большинстве стран результаты PISA и TIMSS коррелируют: если в одном исследовании результаты высокие, в другом тоже. И только в двух странах – США и России – этой зависимости нет. Наши школьники демонстрируют убедительно высокие результаты в исследовании TIMSS и низкие - в PISA. Это значит, что учебный предмет они знают очень хорошо, а сделать с этими знаниями ничего не могут.
- Между тем о важности проектной деятельности много говорят разработчики нового стандарта. Почему же тогда в школе этого нет?
- Наши учителя сами ничего не проектирует. Как тогда они могут учить этому детей?
Учителя лишены пространства для свободного действия: они загружены программой, требованиями, стандартами, экзаменами, показателями успеваемости и не могут позволить себе поиграть в проектирование. В российской школе нет на это времени. И дети перегружены – им столько всего надо выучить. При том, что проектная деятельность насаждается у нас сверху.
На Западе к ней шли опытным путем. При отсутствии теории по этому вопросу, на уровне здравого смысла, педагогической интуиции и, видимо, вследствие более высокого уровня педагогической культуры. Начали пробовать и увидели результат работы. Это же так просто: на уроке физики или химии – что-то смешивать, сталкивать, сравнивать (с учетом, конечно же, безопасности действий). Но ручной эксперимент у нас, к сожалению, практически вытеснен из школы.
- Что нужно менять, чтобы проектная деятельность появилась в школе?
- Сегодня многое в школе определяет учитель и его квалификация, поэтому так важно менять программы подготовки и повышения квалификации учителей. Другое дело, что учитель, как правило, в своей работе реализует ту модель, по которой его самого учили когда-то. Его обучают и в университете, но когда он приходит в школу, он делает то же самое, что и его учителя, когда он был ребенком. Переломить эту преемственность чрезвычайно сложно. Надо работать с педагогами, учить их ставить проблемы, искать варианты достижения цели, сравнивать.
По материалам сайта www.school.edu.ru
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.