Волгоградский социально-педагогический колледж.

Целые разделы в школьной программе выпадают, поскольку учеников готовят именно к сдаче ЕГЭ

28 сентября 2010

— Владимир Гутенев, вице-президент Союза машиностроителей России
 

ВЛАДИМИР ГУТЕНЕВ, вице-президент Союза машиностроителей России и член комиссии по развитию образования Общественной палаты России, заявил АЛЕКСАНДРУ ЧЕРНЫХ, что недоволен переходом на новую систему госэкзамена: коррупция из вузов пришла в школы и поликлиники, а ректоров технических вузов не устраивают знания абитуриентов.


— Какие сейчас основные претензии к ЕГЭ?

— Говорить о том, плох ЕГЭ в целом или хорош, наверное, не совсем правильно. Говорить нужно, с какой эффективностью функционирует та или иная система, тогда высвечиваются ее преимущества и недостатки. Когда разрабатывалась система ЕГЭ, авторы ставили две основные задачи. Во-первых, ввести более прозрачную систему оценки знаний, снизив коррупционную составляющую образования (как мы знаем, тогда она в основном концентрировалась именно в вузовских приемных комиссиях). Вторая цель — сделать высшее образование более доступным для детей из глубинки. С выполнением второй задачи ЕГЭ более-менее справляется, причем здесь велик вклад понятной системы школьных олимпиад, которые проводят совместно Российский союз ректоров и Минобрнауки. Но ситуация с коррупцией лучше не стала — она просто спустилась из вузов в школы. И прошлым летом, и в этом году было достаточно скандалов, которые подтверждают этот тезис. Можно вспомнить проблему с южными регионами, где до ЕГЭ было явно избыточное количество медалистов в "особенно талантливых" классах, а теперь такая же ситуация со стобалльниками. Кроме того, система ЕГЭ подразумевает множество льготных категорий, которые имеют значительные преференции при поступлении в вуз (речь идет более чем о 150 категориях выпускников, которые имеют право на внеконкурсный прием — от детей-сирот до инвалидов.— "Ъ"). В итоге коррупция из системы образования проникла в здравоохранение, в районные поликлиники, которые легко могут выдать нужные справки.

— Во время подготовки к введению обязательного ЕГЭ высказывались мнения, что новый госэкзамен с его тестовой формой негативно повлияет на качество российского образования. Эти опасения подтвердились?

— По отзывам ректоров ведущих инженерных и технических вузов, проблема действительно существует. Оценивая уровень знаний первокурсников, вузы видят, что полученные баллы часто необъективны, не отражают реальную глубину знаний. Дело в том, что школы фактически натаскивают на результат учащихся. Учебным заведениям важен высокий средний балл, по которому оценивают результат преподавательской деятельности. Директорам школ тяжело устоять против соблазна сделать акцент именно на тех предметах, которые будут оценивать на экзаменах. В итоге целые разделы в школьной программе просто выпадают из процесса обучения, поскольку ребят готовят именно к сдаче ЕГЭ.

— Часто звучит предложение сделать третий обязательный ЕГЭ — физику, что должно заставить школьников серьезнее изучать этот предмет.

— Не думаю, что это хорошая идея. У ответственных органов может возникнуть соблазн как-то подкорректировать нижнюю планку, снизить минимальный балл. Как в старые времена — когда ставили тройку там, где должна была стоять двойка.

— Стоит ли вернуться к прежней форме оценки знаний?

— Что сейчас делать, неясно. Возвращаться к старой форме экзамена, наверное, было бы нецелесообразно, ведь вся система образования инерционна — частые кардинальные реформы здесь противопоказаны. Иначе наш "пациент" умрет не от качества операций, а от их количества. Необходимо совершенствовать систему ЕГЭ, повышать ее эффективность.

Нельзя забывать про систему школьных олимпиад, развивать их. Очень талантливый ребенок, будучи стобалльником по любимому предмету, но имея низкий балл по другим предметам, без олимпиад не имеет шансов попасть в ведущие вузы. Олимпиады дают шанс именно таким детям.

Не надо забывать, что прежняя экзаменационная система тоже имела ряд существенных недостатков. У формата ЕГЭ есть резервы, поэтому все зависит от того, насколько эффективно Минобрнауки сможет их использовать. В руководстве министерства, в Рособрнадзоре ситуация не столь тревожна, там компетентные работники, и система работает достаточно хорошо. А вот реализация этого механизма в регионах показывает много проблем. По итогам этого года видно, что система стала более отстроенной. Но те проблемы, которые высветил еще прошлогодний ЕГЭ, разумеется, полностью не изжиты.

 

Газета «Коммерсантъ»   № 179 (4479) от 28.09.2010


0
Администратор, Ответить Цитата

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru