Вернадского

Семененко: изучение истории через культуру и быт увлечет школьников

12 июля 2010

Воспитать патриотов и сделать курс российской истории интересным школьным предметом поможет изучение повседневности, культурной и религиозной жизни народов нашей страны, утверждает в интервью РИА Новости заведующая сектором прикладных социально-политических исследований Центра сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, профессор ГУ-ВШЭ, доктор политических наук, автор учебников по истории России Ирина Семененко.

- Ирина Станиславовна, что, на ваш взгляд, в учебниках истории сейчас главное - и почему?

- Ответ на этот вопрос определяют цели, стоящие перед обществом. Сегодня нам важно утвердить позитивную идентичность, такое национальное самосознание, которое позволяет сопрягать личный вклад каждого человека с развитием страны, осознавать себя ее гражданином, гордиться этим. И очень важно укреплять потребность в социальной солидарности, в осознании себя как сограждан, от чего зависят социальный климат, перспективы модернизации. Потому так важно обращение к социальной истории, к истории культуры и быта людей и - шире - к проблемам общественного сознания: это позволяет соотносить прошлое, настоящее и будущее, видеть роль отдельного человека в развитии общества.

Опросы общественного мнения и мои собственные наблюдения, контакты с учительским сообществом свидетельствуют о запросе на изучение именно этих аспектов в школьном курсе истории. В подготовленной мной новой книге издательства «Просвещение» «Культура и общество России. ХХ – начало ХХI века» основное внимание уделено социальной истории, повседневности и культурной жизни страны – образованию, науке (в том числе гуманитарной), религиозной жизни, художественной и, главное, восприятию событий в стране ее гражданами. То же можно сказать и об учебниках для выпускного класса средней школы («История России» 1900-1945, 1945 – 2008), для которых я писала разделы по истории культуры и повседневности.

- Можно ли при описании повседневной жизни людей избежать идеологизации, не теряя за этим цели воспитывать в детях патриотизм?

- Есть идеология с заданной системой координат, со стереотипами, значимыми для власти или субъектов политики, борющихся за власть – и есть государственная политика формирования национальной идентичности, основанная на общественно значимых идеях и ценностях.

Так, в Великобритании история в школе изучается с опорой на ее «славные» периоды: дети получают  о национальной истории яркое, но очень избирательное представление. А в США в школьном курсе истории проблеме рабства уделяется минимум внимания - эта веха национального прошлого «работает» на разделение американского общества.

У нас другой подход: изучение углубленное, комплексное, с упором на политическую историю. Вокруг оценок ожесточено спорят, и объяснение причин событий часто отходит на второй план. Общество же нуждается в представлении их в «человеческом измерении» - знании того, как и чем жили и живут люди, в осмыслении культурного контекста, в котором складывалось историческое развитие России.

- Какой «вес» в курсе истории России должна занимать история отдельных ее территорий?

- Россия многообразна. «Регионализация» изучения может касаться не только «своего» региона (субъекта федерации), но и территорий с общими культурно-историческими традициями, перспективами развития, человеческой памятью – макрорегионов: Урала, Кавказа, Дальнего Востока, Центральной России, других областей.

Соотнесение российского и этнонационального в истории нашей культуры очень важно. И мы лишь приступаем к осмыслению исторической роли разных конфессий - православия и других религий, имеющих влияние на жизнь народов в границах традиционного их распространения.

Насущное направление такой работы сегодня – «встреча» религиозного и светского духовного опыта, так и не состоявшаяся в России в канун социальных потрясений начала 20 века. Эта «невстреча» - один из тех значимых для будущего уроков, которые стоит извлечь из понимания российской истории и опыта её преподавания в школе.

- Что могло бы сделать уроки истории более интересными?

- Нынешние учебники снабжены множеством методических рекомендаций, но результат зависит в первую очередь от учителя. Интерес рождается из чувства сопричастности по отношению к предмету изучения. Это справедливо и для истории - недаром сегодня наблюдается настоящий взлет краеведения, к нам возвращается историческая память о людях и событиях, которые не вписывались в одномерную идеологическую трактовку времени.

У каждого есть дома предметы, хранящие память и дух эпохи. И есть свидетельства участия близких нам людей в событиях, ставших историей. Технические средства позволяют собирать все это в виртуальной форме. А такие (популярные в прошлом) формы уроков, как диспуты, могли бы, стимулируя более глубокое изучение истории, развивать критическое мышление, гражданскую культуру, умение слышать точку зрения оппонента и отстаивать свою.

Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

РИА Новости

http://rian.ru/edu_analysis/20100629/250992137.html


0
Администратор, Ответить Цитата

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru