Волгоградский социально-педагогический колледж

Институт социологии образования РАО проанализировал результаты, которые показал ЕГЭ

11 марта 2010

По заданию минобрнауки Институт социологии образования РАО проанализировал результаты, которые показал Единый госэкзамен.

Раньше социологическое исследование проводилось только по готовности учителей к ЕГЭ. Итог был такой: два года назад положительно оценили ЕГЭ лишь 25 процентов педагогов. Причем в числе особенно ярых его противников оказалось много учителей-новаторов, работающих по авторским программах, которые и задают тон в образовательном сообществе. Тогда этот важный вывод ученых позволил выстраивать более гибкую государственную политику в отношении успешных преподавателей.

Теперь социологи разобрали по косточкам сам ЕГЭ. Результаты работы прокомментировал специалистам, собравшимся на совещании в ГУ -ВШЭ, директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Кстати, первое, что он сделал, это подчеркнул: разговоры о том, что якобы с введением ЕГЭ снизился уровень знаний выпускников, несостоятельны. Владимир Самуилович в частности припомнил свое исследование 1975 года, когда он предложил детям задание - определить по особенностям стиля авторство текстов. В качестве примера взял прозу Олеши и Платонова, а также стихи Вознесенского и Самойлова. Задание с прозой верно выполнили 22 процента ребят, со стихами - 40.

В 2005 году Собкин задание повторил. И на сей раз с прозой справились уже только 2 процента учащихся, а с поэзией - 9. Так что уровень знаний учеников снизился задолго до ЕГЭ. И современный метод контроля это еще раз убедительно доказал.

Итак, насколько успешно сдали ЕГЭ ученики разных школ? Как выяснилось, самые высокие баллы по русскому и математике получили выпускники гимназий и лицеев - соответственно 65 и 52. Далее идут спецшколы, обычные общеобразовательные и вечерние школы. Выпускники вечерних школ вообще сдали ЕГЭ по математике в среднем на 28 баллов. То есть на двойку.

-Это ниже допустимого уровня, по этим учебным заведениям надо принимать какие-то политические решения, - уверен Владимир Собкин.

К тому же оказалось, что учащиеся вечерних школ выбрали и самое меньшее количество дополнительных предметов ЕГЭ - 0,35. Иными словами, только каждый третий или даже четвертый решился сдавать один экзамен "по выбору". Между тем как в гимназия и лицеях ученики сдавали в среднем по два предмета.

ЕГЭ наглядно продемонстрировал неравенство уровня образования в городских и сельских школах. Причем чем крупнее город, тем лучше результаты. Так, в крупных городах с населением свыше 450 000 человек английский язык ученики сдали в среднем на 61 балл, информатику - на 58. На селе результаты гораздо хуже - 45 и 50 баллов соответственно.

Так что, получается, результат напрямую зависит от инфраструктуры: чем больше финансовые вложения в образовательную среду, тем успешнее ученики.

- На результаты ЕГЭ больше влияет социокультурная среда, чем учитель, - согласился ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. - И вкладывать надо не в учителя, а именно в среду. Возьмем один из сибирских регионов, где были низкие результаты ЕГЭ по биологии: там учителям зарплату повысили, а результаты ЕГЭ остались прежними.

Исследование социологов выявило и еще одну любопытную закономерность в связке "школа -ЕГЭ -вуз".

- Там, где выше стоимость бюджетного обучения в вузах, у абитуриентов лучше и результаты ЕГЭ, - замечает Собкин. - Почему? У ребят, мечтающих сюда поступить, больше стимулов хорошо учиться, так как платное отделение им не потянуть.

Обращает на себя внимание и еще один нюанс. Судя по последним данным, девушки сдают ЕГЭ гораздо активнее и лучше,чем юноши. Единственный предмет, где это правило не работает, - география, хотя и тут разница в десятые доли балла. Средний балл и у тех, и у других одинаковый - 49.

- Так что разговоры о всеобщей феминизации имеют под собой почву, - вполне серьезно резюмировал Владимир Собкин.

- В учебных достижениях мальчики отстают, а в социализации их успехи выше, - возразил Александр Адамский. - Посмотрите, какие потом посты и должности они занимают.

Надо сказать, весьма любопытные данные получили ученые и о том, как распределился средний балл зачисления по ЕГЭ на некоторые филологические группы специальностей: на "филологию" - 86 баллов, журналистику - 78,5, теоретическую и прикладную лингвистику - 77, на "русский язык" в педагогические вузы - 59.
 

(Российский общеобразовательный портал)


0
Администратор, Ответить Цитата

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru