Волгоградский социально-педагогический колледж

Самый молодой "Учитель года" России знает наизусть биологическую энциклопедию

11 ноября 2010

 

 

От города Плавска до поселка Октябрьский, где находится Волхонщинская средняя школа, на машине минут десять езды. Здесь работает биолог и химик Андрей Гарифзянов - нынешний и, надо сказать, самый молодой победитель за всю 21-летнюю историю конкурса "Учитель года".

Гарифзянов - мечта любого директора школы. Да что там - самого министра Андрея Фурсенко. 24 года. Выпускник этой же самой школы, вернулся сюда работать после Тульского педагогического госуниверситета. Сейчас учится в аспирантуре. Идеальный портрет поколения молодых и энергичных, в ожидании которого уже исстрадалась современная школа. В гости к Андрею Рузильевичу я приехала убедиться, так ли это на самом деле.

На часах - начало второго. У Гарифзянова заканчивается урок химии в 8-м классе. Чтобы не нарушать разговор о молекулах углерода, захожу сначала к директору - Людмиле Сазончиковой. В приемной еще несколько педагогов. Настроение приподнятое: сегодня зарплату дают. Интересуюсь, сколько же получает молодой биолог.

- Девять с чем-то тысяч, - отвечает директор. - Это за три дня в неделю, которые он проводит в школе. В другие преподает в университете.

Волхонщинская школа - большая. Три этажа, спортзал и просторная столовая, где младшеклассников кормят бесплатными завтраками, а остальных - обедами за 30 рублей. Правда, за счет родителей. Выходит 630 рублей в месяц. "Накладно, зарплаты на Плавском спиртзаводе низкие, многие родители уезжают на заработки в Тулу, а то и Москву", - сокрушается Людмила Борисовна. Директору очень хочется, чтобы и у старшеклассников был завтрак в школе. И чтобы ребята за него не платили. Но пока средств на это не найти.

- Хотя бы чаем их поить, - мечтает Сазончикова. - У нас ведь в школе детишки из 13 окрестных деревень и поселков учатся. Возит школьный автобус - получили по одноименной программе. Все как положено - желтый, яркий, нос "уточкой".

Все, да не все. Это потом уже девчонки из 10-го класса расскажут корреспонденту: автобус часто ломается. Вот и сегодня с ним такая беда. На ремонт теперь отправят в Тулу. На сколько - неизвестно. А некоторым школьникам без автобуса идти до школы километра три, а то и пять.

Звонок. Иду в класс к Андрею Гарифзянову. Захожу потихоньку, потому что, несмотря на перемену, урок и не думает заканчиваться.

"Из чего состоит каждая молекула? Сколько атомов углерода? А кислорода? Какая формула получается?" - восьмиклашки чешут в затылках.

- Надо догонять программу, - вздыхает Андрей Рузильевич. - Я ведь самый злостный прогульщик, а все из-за конкурса. Уехал на 12 дней.

Как бы в укор учителю по школьному радио раздается: "Сдать списки отсутствующих за месяц".

- Вот видите, это самое лучшее подтверждение тому, что наша школа - не малокомплектная, там всех учеников наперечет видно, - смеется Гарифзянов. Да, школа немаленькая даже по городским меркам: 184 ученика, 22 педагога. А здание и вовсе рассчитано на 540 человек. Количество учеников держится на отметке около 200 вот уже четвертый год. А когда-то детей тут было более трехсот. Лет 7-8 назад, когда Плавский спиртзавод был государственным и по сути содержал поселок, была в Октябрьском жизнь. Электричество, телефон и даже каток... Теперь завод выкупили, кто - неизвестно. Света часто не бывает, телефонную линию отключили, оставив только директору школы да главе поселка. В клубе течет крыша, бар-ресторан, а был и такой, стоит развалюхой.

Понятное дело: молодежь из села уезжает и не возвращается. Кроме школы, работы здесь практически нет. А значит, нет и детей. Хоть одно радует: более половины педагогов - местные.

- Не боитесь, что прикроют вас, ведь всего на треть школа наполнена? - спрашиваю.

- Не думаю, - говорит Гарифзянов. - Мы объединили все закрытые "малокомплектки" в соседних деревнях. Территория 10 гектаров, яблоневый сад, дендрарий, лесной питомник, огород. Своей капусты, свеклы и огурцов на зиму хватит. И доска интерактивная есть.

Энтузиазму Андрея Рузильевича хочется верить, тем более что школа с его подачи начинает работать в очень интересном направлении - экологического воспитания. Есть даже программа, которая получила грант Национальной экологической премии "Экомир". В школе появился флорист - работает на полставки, распределяет растения "по науке", весной высаживает клумбы с цветами.

- В седьмом классе я прочитал роман "Дети капитана Гранта", и образ Паганеля меня зацепил,- рассказывает Гарифзянов. - Я начал рисовать карты, собирать камни. Потом появилась первая биологическая энциклопедия - спасибо моей учительнице биологии Вере Ефимовне Лапкиной. Я так увлекся, что перечитал все книжки по теме из школьной библиотеки.

Эта страсть обернулась для Андрея тем, что он поступил в Тульский "пед" на отделение биологии и химии. Увы, учебу в Москве родители юного натуралиста осилить не могли, при всех его успешных результатах на ЕГЭ. Стоп. Я слушаю и вдруг понимаю, что передо мной сидит первый в моей журналистской практике педагог, который сам сдавал Единый госэкзамен! Просто потому, что школу заканчивал в 2004 году, когда Тульская область только-только подключилась к эксперименту.

- Нам повезло, - вспоминает Андрей Рузильевич. - Мы не понимали еще всех тех нюансов ЕГЭ, которыми сейчас "стращают" учеников. Мы готовились к обычному экзамену, а пошли на ЕГЭ. И прекрасно его сдали. Когда стал работать учителем, то сначала было ощущение, что старшая школа может превратиться в "школу подготовки к ЕГЭ". Но сейчас я понимаю: все-таки Единый должен являться основной формой итоговой аттестации. В первую очередь из-за объективности.

ЕГЭ нужно воспринимать не как самоцель, а как результат работы учителя, уверен Гарифзянов. Этот результат за один год не формируется. Если педагог с 5-го по 11-й класс работал с ребенком честно, то и проблем не возникнет.

Учителя, которые всего-то несколько лет назад вызывали Андрея Рузильевича к доске, уверяют меня, что относятся к нему как к коллеге. Но я-то вижу: и Вера Ефимовна, и Людмила Борисовна еле сдерживаются, чтобы по-матерински не опекать одного из лучших своих учеников.

Коллеги-директора советуют Людмиле Сазончиковой: "Не держи его в школе, пусть он дальше пойдет!" Он может. Но я вижу, как 24-летний Андрей Гарифзянов весело хохочет со своими учениками, и понимаю, что никуда он из этой школы не уйдет. Во всяком случае, до тех пор, пока здесь есть что делать. И пока он тут нужен.

Мысли вслух

Андрей Гарифзянов, "Учитель года-2010":

- Не главное - давать знания, главное - давать опыт познания, общения и взаимодействия.

- Если у ребенка четко сформировалась позиция потребителя природы, то ее потом ничем не вышибешь. Ужас в том, что даже в учебниках на вопрос "Зачем нужна природа?" даются ответы: "Чтобы мы могли построить дом", "Чтобы мы могли одеваться".

- Понятно, что малокомплектную школу содержать невыгодно, но закрывать их ни в коем случае нельзя. В инициативе "Наша новая школа" четко сказано: школа должна стать центром досуга. Почему же не сделать из малокомплекток нечто подобное? Через 5-6 лет страна выберется из демографической ямы, станет больше школьников. А школ нет.

Российская газета

http://www.rg.ru/2010/11/09/uchitel.html


0
Администратор, Ответить Цитата

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru