Программа родительского клуба "Я и мой ребенок" /методическая разработка/
ПРОГРАММА
РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Я И МОЙ РЕБЕНОК»
Автор-составитель:
педагог-психолог
МОУ «Детский сад № 13 Кировского района Волгограда»
Лащенова Ирина Владимировна
Название психолого-педагогической программы: «Я и мой ребенок» программа работы родительского клуба
Вид программы: профилактическая психолого-педагогическая программа
Актуальность
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогами важно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается с помощью различных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.)
Психолого-педагогическое сопровождение семьи выступает как комплексная технология и особая культура поддержки, помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка.
Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование, и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детского сада. Одним из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимой как педагогам, так и родителям. Родителям – для того чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнавать ребенка, а, узнав направить общие условия на его развитие.
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. Тем не менее, трудностей в воспитании детей не убавляются. Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди».
Для повышения эффективности работы с семьями воспитанников была выбрана нетрадиционная форма – родительский клуб.
Это наиболее эффективная форма работы с семьей, позволяющая осуществлять полноценный индивидуальный подход к психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, и психолога, строящего работу на основании профессиональных знаний.
Участники программы: родители детей от 3 до 7 лет, посещающих ДОУ
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях, формирование положительных установок в сознании родителей.
Задачи:
· Предложить родителям продуктивные модели построения взаимоотношений с детьми и обучить их различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
· Поддержать родителей в их родительской роли.
· Способствовать установлению в семье атмосферы доверия, взаимного уважения и сотрудничества.
Научные, методологические и методические основания.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен:
- родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции;
- типы родительского отношения;
- типы отношений «мать—ребенок»;
- типы позитивного и ложного родительского авторитета;
- типы (стили) воспитания детей;
- черты патогенных типов воспитания;
- параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка;
- стили общения.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я.Варга, 1987). Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н.Дружинин, 1996). Позитивная модель поведения — гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).
Обоснование необходимости реализации программы
Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
Структура и содержание программы
Программа рассчитана на 5 встреч (занятий).
· Регулярность занятий – 1 раз в 2 недели.
· Продолжительность занятия – 2,5 часа
· Количество участников в группе - 10-12 человек
При формировании группы проводится предварительный сбор информации (в виде анкетирования), где собираются сведения об участниках:
- количество детей в семье и их возраст;
- трудности в воспитании;
- кто проживает в семье и принимает участие в воспитании детей.
Занятия проводятся в подготовленном помещении. Необходимые условия для занятий: безопасное, достаточно просторное помещение; желательно ковровое покрытие на полу; стулья для всех участников занятий; наличие необходимого технического оснащения
Этапы групповой работы
1. Приветствие
На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат
2. Основная часть
Основная форма проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом.
3. Эмоциональная регуляция
На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям
4. Подведение итогов
Во время проведения процедуры обратной связи в конце занятия можно использовать следующие методы
1) Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы)
2) Устная форма (продолжить фразу «Работая с группой, я понял », или по кругу передается мяч, и участники поочередно отвечают на вопросы тренера)
Возможны другие варианты по усмотрению тренера
На этом этапе возможно получение домашнего задания
♦ продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу,
♦ проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной.
♦ вести дневник своих ощущений