Программа родительского клуба "Я и мой ребенок" /методическая разработка/

Программа родительского клуба "Я и мой ребенок"

 

ПРОГРАММА

РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«Я И МОЙ РЕБЕНОК»

 

 

 

Автор-составитель:

педагог-психолог

МОУ «Детский сад № 13 Кировского района Волгограда»

Лащенова Ирина Владимировна

 

Название психолого-педагогической программы: «Я и мой ребенок» программа  работы родительского клуба

Вид программы: профилактическая психолого-педагогическая программа

 Актуальность

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогами важно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается с помощью различных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.)

Психолого-педагогическое сопровождение семьи выступает как комплексная технология и особая культура поддержки, помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование, и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детского сада. Одним из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимой как педагогам, так и родителям. Родителям – для того чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка,  педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнавать ребенка, а, узнав направить общие условия на его развитие.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей.  Тем не менее, трудностей в воспитании детей не убавляются. Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди».

Для повышения эффективности работы с семьями воспитанников была выбрана нетрадиционная форма – родительский клуб.

Это наиболее эффективная форма работы с семьей, позволяющая осуществлять полноценный индивидуальный подход к психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, и психолога, строящего работу на основании профессиональных знаний.

Участники программы: родители детей от 3 до 7 лет, посещающих ДОУ

 

 Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях, формирование положительных установок в сознании родителей.

      Задачи: 

·                   Предложить родителям продуктивные модели построения взаимоотношений с детьми и обучить их различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.

·                   Поддержать родителей в их родительской роли.

·                   Способствовать установлению в семье атмосферы доверия, взаимного          уважения и сотрудничества.

 Научные, методологические и методические основания.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. 

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: 

- родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; 

- типы родительского отношения; 

- типы отношений «мать—ребенок»; 

- типы позитивного и ложного родительского авторитета; 

- типы (стили) воспитания детей; 

- черты патогенных типов воспитания; 

- параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка;

 - стили общения.

 Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я.Варга, 1987). Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н.Дружинин, 1996). Позитивная модель поведения — гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000). 

Обоснование необходимости реализации программы

Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития. 

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много  возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Структура и содержание программы

Программа рассчитана на 5 встреч (занятий).

·                   Регулярность занятий – 1 раз в 2 недели.

·                   Продолжительность занятия – 2,5 часа 

·                   Количество участников в группе -  10-12 человек  

При формировании группы проводится предварительный сбор информации (в виде анкетирования), где собираются сведения об участниках:

- количество детей в семье и их возраст;

- трудности в воспитании;

- кто проживает в семье и принимает участие в воспитании детей.

Занятия проводятся в подготовленном помещении.  Необходимые условия для занятий: безопасное, достаточно просторное помещение; желательно ковровое покрытие на полу; стулья для всех участников занятий;  наличие необходимого технического оснащения     

Этапы групповой работы

1. Приветствие

На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат 

2. Основная часть

Основная   форма   проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом.

3. Эмоциональная регуляция

На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям

4. Подведение итогов

Во время проведения процедуры обратной связи в конце занятия можно использовать следующие методы

1) Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы)

2)   Устная форма (продолжить фразу  «Работая с группой, я понял », или по кругу передается мяч, и участники поочередно отвечают на вопросы тренера)

Возможны другие варианты по усмотрению тренера

На этом этапе возможно получение домашнего задания

♦   продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу,

♦   проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной.

♦ вести дневник своих ощущений



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ