МОУ детский сад 18

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №18 Кировского района Волгограда"

Инновационная деятельность

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи: -развитие индивидуальности воспитанников;
-развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
-повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
-стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
-повышение интеллектуального уровня детей;
Фрэнсис Бэкон, английский философ говорил о том, что важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Главная Виды деятельности в ДОУ Инновационная деятельность в детском садуВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУИнновационная деятельность в детском садуminmar_13MINMAR_1323.03.20181821.5KДети за компьютером Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Содержание
1 Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении 1.1 Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ 2 Информационно-коммуникационные технологии 2.1 Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду 2.2 Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент) 2.3 Видео: использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУ 3 Технология проблемного обучения 3.1 Конспект занятия с использованием проблемного обучения в младшей группе 4 Проектные технологии 4.1 Таблица: примеры проектов для разных возрастных групп 4.2 Применение лэпбука 4.2.1 Изготовление лэпбука 4.2.2 Фотогалерея: варианты лэпбуков для ДОУ 4.3 Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности 4.3.1 Фотогалерея: схемы проведения опытов и экспериментов 4.4 Разработка инновационного проекта в детском саду 5 Технология игрового обучения 5.1 Видео: игровая технология в обучении чтению 6 Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии 7 Анализ инновационной деятельности в ДОУ 7.1 Таблица: пример отчёта педагога по инновационной деятельности (фрагмент) 7.2 Видео: отчёт о реализации инновационного проекта в детском саду Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников; развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению; повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности; стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.); повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления. Девочка мечтает Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования
Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: -здоровьесберегающие;
-технологии проектной и исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные;
-технологии «лэпбук»;
-личностно-ориентированные;
-игровые технологии;
технологии проблемного обучения и др.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
-компьютеры;
-интерактивные доски;
-магнитофоны;
-телевизоры;
-фотоаппаратура и т. п.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Главная Виды деятельности в ДОУ Инновационная деятельность в детском садуВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУИнновационная деятельность в детском садуminmar_13MINMAR_1323.03.20181821.5KДети за компьютером Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Содержание
1 Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении 1.1 Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ 2 Информационно-коммуникационные технологии 2.1 Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду 2.2 Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент) 2.3 Видео: использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУ 3 Технология проблемного обучения 3.1 Конспект занятия с использованием проблемного обучения в младшей группе 4 Проектные технологии 4.1 Таблица: примеры проектов для разных возрастных групп 4.2 Применение лэпбука 4.2.1 Изготовление лэпбука 4.2.2 Фотогалерея: варианты лэпбуков для ДОУ 4.3 Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности 4.3.1 Фотогалерея: схемы проведения опытов и экспериментов 4.4 Разработка инновационного проекта в детском саду 5 Технология игрового обучения 5.1 Видео: игровая технология в обучении чтению 6 Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии 7 Анализ инновационной деятельности в ДОУ 7.1 Таблица: пример отчёта педагога по инновационной деятельности (фрагмент) 7.2 Видео: отчёт о реализации инновационного проекта в детском саду Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников; развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению; повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности; стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.); повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления. Девочка мечтает Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования
Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; технологии «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения и др. Информационно-коммуникационные технологии Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
компьютеры; интерактивные доски; магнитофоны; телевизоры; фотоаппаратура и т. п. Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
проведение различных развивающих игр; просмотр иллюстраций и видеоматериалов; разбор проблемных ситуаций; совместное творчество и др. Мальчик работает с интерактивной доской При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:
Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.). Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик». Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте). Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски. Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст). В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.
Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.
Карта маршрута к игре «Путешествие по Байкалу» Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана
В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:
Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение. По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.
Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент) Автор Гришина Т. П., воспитатель МКДОУ БГО Д/с №7 комбинированного вида (корпус №3), г. Борисоглебск, Воронежская обл. Название Путешествие в зимний лес Цель Развитие представлений о зимнем лесе; стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников. Ход занятия Организационный момент. Дети садятся в круг на коврике. В.: Давайте поздороваемся друг с другом прикосновением руки, а теперь улыбнёмся друг другу. У всех хорошее настроение? Давайте начнём наше занятие. Воспитатель открывает презентацию «Зимний лес», дети внимательно смотрят на экран. В.: Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать загадку. Ведь нам нужно на чём-то туда отправиться, а на чём?! В этом нам поможет загадка: Деревянных два коня Вниз с горы несут меня. Я в руках держу две палки, Но не бью коней — их жалко. А для ускоренья бега Палками касаюсь снега. (Лыжи). В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание). Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме. <…> Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:
волк — злой, серый, голодный; медведь — большой, бурый, сильный; лиса — хитрая, рыжая, осторожная; заяц — трусливый, серый, белый, маленький; белка — рыжая, запасливая, быстрая. Дидактическая игра «Кто где живёт?»:
в дупле живёт… белка; в логове живёт… волк; под кустом живёт… заяц; в берлоге живёт… медведь; в норе живёт… лиса; в хатке под водой… бобр. Физминутка «Снежок».
Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз), Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши). Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают) На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки). Дети идут под музыку и приходят в лес (звучит музыка Вивальди «Зима»).
Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит, Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите. После этого педагог начинает беседу с ребятами о том, как тяжело птицам в холодное время зимой. Спрашивает, как же можно помочь птицам. (Сделать кормушку и подкармливать птиц). И воспитатель вместе с детьми вспоминает, что на участке их детского сада тоже висит кормушка, в которую они регулярно добавляют еду. Пальчиковая игра «Прогулка»:
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают по очереди пальчики, сжатые в кулак) Мы пошли во двор гулять, (Указательными и средними пальцами изображают «человечка» и шагают) Бабу снежную лепили, (Имитируют лепку снежка) Птичек крошками кормили, (Складывают пальцы щепоткой) С горки мы с тобой катались, (Указательным пальцем одной руки проводят по ладони другой) А ещё в снегу валялись. (Поворачивают ладони то внешней, то внутренней стороной) Все в снегу домой пришли! (Отряхивают руки) Суп поели, (Изображают, как подносят ложку ко рту) Спать легли. (Прикладывают сложенные ладони к щеке). В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку). Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/01/11/konspekt-zanyatiya-s-ispolzovaniem-ikt-v-starshey Дети ищут снежинки в помещении группы с зимними декорациями Дидактические игры являются важной составляющей занятия
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
-Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
-Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
-Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
-Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
Главная Виды деятельности в ДОУ Инновационная деятельность в детском садуВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУИнновационная деятельность в детском садуminmar_13MINMAR_1323.03.20181821.5KДети за компьютером Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Содержание
1 Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении 1.1 Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ 2 Информационно-коммуникационные технологии 2.1 Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду 2.2 Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент) 2.3 Видео: использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУ 3 Технология проблемного обучения 3.1 Конспект занятия с использованием проблемного обучения в младшей группе 4 Проектные технологии 4.1 Таблица: примеры проектов для разных возрастных групп 4.2 Применение лэпбука 4.2.1 Изготовление лэпбука 4.2.2 Фотогалерея: варианты лэпбуков для ДОУ 4.3 Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности 4.3.1 Фотогалерея: схемы проведения опытов и экспериментов 4.4 Разработка инновационного проекта в детском саду 5 Технология игрового обучения 5.1 Видео: игровая технология в обучении чтению 6 Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии 7 Анализ инновационной деятельности в ДОУ 7.1 Таблица: пример отчёта педагога по инновационной деятельности (фрагмент) 7.2 Видео: отчёт о реализации инновационного проекта в детском саду Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников; развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению; повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности; стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.); повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления. Девочка мечтает Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования
Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; технологии «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения и др. Информационно-коммуникационные технологии Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
компьютеры; интерактивные доски; магнитофоны; телевизоры; фотоаппаратура и т. п. Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
проведение различных развивающих игр; просмотр иллюстраций и видеоматериалов; разбор проблемных ситуаций; совместное творчество и др. Мальчик работает с интерактивной доской При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:
Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.). Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик». Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте). Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски. Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст). В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.
Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.
Карта маршрута к игре «Путешествие по Байкалу» Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана
В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:
Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение. По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.
Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент) Автор Гришина Т. П., воспитатель МКДОУ БГО Д/с №7 комбинированного вида (корпус №3), г. Борисоглебск, Воронежская обл. Название Путешествие в зимний лес Цель Развитие представлений о зимнем лесе; стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников. Ход занятия Организационный момент. Дети садятся в круг на коврике. В.: Давайте поздороваемся друг с другом прикосновением руки, а теперь улыбнёмся друг другу. У всех хорошее настроение? Давайте начнём наше занятие. Воспитатель открывает презентацию «Зимний лес», дети внимательно смотрят на экран. В.: Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать загадку. Ведь нам нужно на чём-то туда отправиться, а на чём?! В этом нам поможет загадка: Деревянных два коня Вниз с горы несут меня. Я в руках держу две палки, Но не бью коней — их жалко. А для ускоренья бега Палками касаюсь снега. (Лыжи). В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание). Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме. <…> Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:
волк — злой, серый, голодный; медведь — большой, бурый, сильный; лиса — хитрая, рыжая, осторожная; заяц — трусливый, серый, белый, маленький; белка — рыжая, запасливая, быстрая. Дидактическая игра «Кто где живёт?»:
в дупле живёт… белка; в логове живёт… волк; под кустом живёт… заяц; в берлоге живёт… медведь; в норе живёт… лиса; в хатке под водой… бобр. Физминутка «Снежок».
Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз), Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши). Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают) На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки). Дети идут под музыку и приходят в лес (звучит музыка Вивальди «Зима»).
Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит, Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите. После этого педагог начинает беседу с ребятами о том, как тяжело птицам в холодное время зимой. Спрашивает, как же можно помочь птицам. (Сделать кормушку и подкармливать птиц). И воспитатель вместе с детьми вспоминает, что на участке их детского сада тоже висит кормушка, в которую они регулярно добавляют еду. Пальчиковая игра «Прогулка»:
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают по очереди пальчики, сжатые в кулак) Мы пошли во двор гулять, (Указательными и средними пальцами изображают «человечка» и шагают) Бабу снежную лепили, (Имитируют лепку снежка) Птичек крошками кормили, (Складывают пальцы щепоткой) С горки мы с тобой катались, (Указательным пальцем одной руки проводят по ладони другой) А ещё в снегу валялись. (Поворачивают ладони то внешней, то внутренней стороной) Все в снегу домой пришли! (Отряхивают руки) Суп поели, (Изображают, как подносят ложку ко рту) Спать легли. (Прикладывают сложенные ладони к щеке). В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку). Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/01/11/konspekt-zanyatiya-s-ispolzovaniem-ikt-v-starshey Дети ищут снежинки в помещении группы с зимними декорациями Дидактические игры являются важной составляющей занятия
Видео: использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУ Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.
Два мальчика сидят за столом в помещении группы Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельно
Конспект занятия с использованием проблемного обучения в младшей группе Материалы:
пластилин; бумага; вата; картинки с зимними развлечениями. Ход занятия:
Рассматривание картинок, на которых изображены разные виды зимних развлечений на улице. Воспитатель: «Ребята! Взгляните, что за красота! Кругом снег и весёлое настроение: люди ездят на санках, резвятся на горке, катаются на коньках, играют в снежки. А ещё можно сделать снеговика. Давайте мы слепим его у нас в группе? А как мы сможем это сделать, у нас ведь нет снега? Вы думаете принести снег с улицы? А что будет со снеговиком потом, в нашей комнате тепло, а на улице холодно? (Начнёт таять). Каким же образом нам сделать снеговика? Нарисовать? А у нас есть кисточка и краски? Сделать из бумаги, говорите? Давайте попробуем». Дети пытаются сделать снеговика из бумаги. Воспитатель спрашивает: «Что у нас с вами получилось? (Шарики). Эти шарики гладкие, их получится положить друг на друга, чтобы сделать снеговика?» Дети пробуют соединить шарики, но у них не выходит. Воспитатель: «Получится ли у нас снеговик из бумаги? Из чего же ещё его можно сделать? Из пластилина? Давайте попробуем. Мы все знаем, что это податливый и мягкий материал, лепить будет легко». Ребята лепят шарики из пластилина. Воспитатель наблюдает за их работой и при необходимости помогает. Воспитатель: «Какие хорошие шарики у вас получились! Давайте их соединим. А какой нужно поставить ниже всего?» Дети соединяют комочки из пластилина. Воспитатель: «Ух ты, у нас почти получился снеговик, только ему чего-то не хватает. Давайте подумаем. (Носик и глазки). Из каких цветов можно добавить глаза и носик снеговику?». Дети доделывают снеговика. Воспитатель: «Теперь наш снеговик самый настоящий! А чтобы ему было ещё холоднее, давайте добавим снега вокруг него. Откуда его можно взять?» (Вата). Дети кладут вату вокруг снеговика. Воспитатель: «Ребята, вам понравилось лепить снеговика? Давайте в следующий раз попробуем его нарисовать». Снеговик из пластилина При создании снеговика из пластилина детям предоставляется самим разобраться в процессе
Проектные технологии Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Воспитатель держит глобус, дети тянут руки вверх В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка. Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки. Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа. Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п. Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
Применение лэпбука
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.
Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую. Следует отметить, что общие темы лучше рассматривать в том случае, если они ещё совершенно новые для малыша. Они часто применяются в создании книжек-раскладушек для младших дошкольников. А вот для детей старших групп лучше выделять частные тематики. Например, лэпбук на тему «Насекомые» подойдёт для младших дошкольников, которые ещё имеют мало представлений об этом. Для старшей же группы лучше выделить в одном лэпбуке отдельные виды насекомых: например, использовать информацию только о бабочках, выделить их виды или же обратить внимание на жуков и т. п. С другой стороны, лэпбук на тему «Экология» будет полезен в общем виде и для старших дошкольников в качестве обзорного метода, поскольку для детей это новая тема.
Технология игрового обучения
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.
Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности: -двигательные;
-интеллектуальные;
-психологические и т. д.
По характеру педагогического процесса:
-обучающие;
-тренировочные;
-контролирующие;
-познавательные;
-воспитательные;
-развивающие;
-диагностические.
По характеру игровой методики:
-игры с правилами;
-игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
-игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию:
-музыкальные;
-математические;
-социализирующие;
-логические и т. д.
По игровому оборудованию:
-настольные;
-компьютерные;
-театрализованные;
-сюжетно-ролевые;
-режиссёрские и т. д.
Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

Добавить комментарий

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Версия сайта для слабовидящих

Волгоград 2008-2020