Творческий проект
Творческий проект:
журнал «Вкусная азбука»
Журнал разработали
учителя начальных классов: Токарева Оксана Геннадьевна,
Николаева Светлана Викторовна,
Щербина Алена Викторовна,
Какорина Марина Анатольевна,
Доронина Надежда Георгиевна
В современных условиях модернизации образования особое значение приобретает задача сохранения и укрепления здоровья школьников, поэтому программа, главная цель которой «…сформировать у дошкольников и младших школьников основы рационального питания, … способствующая воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности» (М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева) очень актуальна.
Работаем с детьми по программе в первом классе первый год, во втором - второй год. Занятия проводятся по первой части программы «Разговор о правильном питании». Темы программы и формы работы:
- Если хочешь быть здоровым.
- Как правильно есть.
- Удивительные превращения пирожка.
- Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
- Плох обед, если хлеба нет.
- Время есть булочки.
- Пора ужинать.
- На вкус и цвет товарищей нет.
- Как утолить жажду.
- Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
- Где найти витамины весной?
- Всякому овощу свое время.
В 2009 году учителя начальной школы по программе проводили различные конкурсы, игры, встречи со специалистами. Не раз задумывались о необходимости наличия печатного издания, которое бы:
- помогало отражать достижения учащихся по программе «Разговор о правильном питании»;
- являлось средством развития духовности и культуры школьников;
- способствовало организации правильного питания детей;
- содействовало самореализации и раскрытию способностей учащихся, формированию активного отношения к событиям школьной жизни, привитию детям вкуса и любви к слову.
Собрав и проанализировав информацию о наличии печатных изданий в специальной литературе, пришли к выводу, что наиболее приемлемым является выпуск журнала. В его выпуске должны участвовать все учащиеся с 1 по 4 класс. Это поможет сплочению коллектива начальной школы (учителей, учеников и родителей), позволит создать инициативную группу из заинтересованных учащихся. Издание должно быть красочным, иллюстрированным, так как у детей этого возраста образное восприятие.
Мы решили создать журнал - творческий проект учащихся начальных классов. Ребята и учителя восприняли идею с энтузиазмом. Они предлагали различные названия нашему журналу: «Страна Питания», «Вкуснятина», «Витаминка». В результате было выбрано название «Вкусная азбука», журнал о вкусной и полезной пище, которая не вредит здоровью.
Была определена читательская аудитория журнала - учащиеся начальной школы, ее педагогический коллектив, избрана редакционная коллегия из желающих учащихся (17 человек).
На первом заседании были распределены обязанности среди учащихся в соответствии с интересами каждого для отбора нужного материала. Выбраны следующие группы:
– корреспонденты отвечают за сбор материала о жизни и деятельности коллектива учащихся, о проведённых мероприятиях по программе «Разговор о правильном питании», пишут заметки (руководитель Какорина М.А.);
– фотокорреспонденты - делают снимки из школьной жизни (руководитель Доронина Н.Г.);
– комментаторы - выражают своё мнение о событиях из жизни классов и школы (руководитель Токарева О.Г.);
– корректоры - обрабатывают заметки (руководитель Николаева С.В.);
– художники - подготавливают нужные рисунки для номера журнала (руководитель Щербина А.В.).
Заседание редакционной коллегии проводятся раз в неделю, каждый член группы отчитывается о проделанной работе. Весь материал разбирается и обрабатывается. Все ребята чётко знают свои обязанности и выполняют их. Собранные материалы оформляются учителями.
В целом деятельность по изданию журнала охарактеризована в таблице:
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность родителей |
Сбор информации. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, участие в мероприятиях. |
Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, фотография и т.д. |
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы. |
Помощь в фиксировании информации. |
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. |
Анализ информации. Оформление результатов. |
Руководство деятельностью, организация и координирование. Помощь в обработке и оформлении результатов. |
Работа на компьютере по оформлению результатов. |
В результате данной работы был сделан один выпуск журнала «Вкусная азбука». В следующем учебном году планируется выпуск журнала 1 раз в полугодие. Примерный объём одного журнала – 22 полноцветные страницы. Все материалы в журнале размещаются по постоянным рубрикам («Это интересно», «Фотоколлаж», «Давай поиграем», «Самоделкино», «Сочиняем сами», «Ребенок-поваренок»). На страницах много фотографий и иллюстраций разного размера.
Первый литературный опыт сочинения сказок, рассказов, стихотворений, частушек по тематике правильного питания находит свое отражение в рубрике «Сочиняем сами».
В рубрике «Фотоколлаж» рассказывается о детских выставках и конкурсах. Здесь помещаются заметки, в которых учащиеся высказывают свои впечатления от посещения общешкольных мероприятий, материалы о результатах конкурсов по программе «Разговор о правильном питании».
В рубрике «Игровая» помещается материал занимательного характера: кроссворды, загадки, ребусы, игры.
Дети задавали очень много вопросов на интересующие их темы, почему именно так называются некоторые продукты, откуда они родом, каким образом они появились в нашей стране. В результате появилась рубрика «Это интересно». У каждого есть свое любимое блюдо, вкусное и полезное. Дети с удовольствием расспрашивали родителей, как готовить его, а полученными рецептами делились в классе на занятиях. Эти рецепты вошли в рубрику «Ребенок – поваренок» нашего журнала. А сколько интересного можно сделать самим из подручных материалов! В результате проведения конкурсов появилось очень много поделок изготовленных ребятами. Рассказать о своих работах и поделиться опытом юные мастера и мастерицы могут на страницах журнала в рубрике «Самоделкино». Практика работы по изданию журнала «Вкусная азбука» показывает, что это коллективное дело оказывает положительное влияние на учащихся и решать следующие задачи: - позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания; - развивает творческую активность и самостоятельность; - создаёт условия для самореализации и саморазвития личности каждого ребёнка. Журнал «Вкусная азбука» интересен не только ученикам, но и родителям и учителям начальной школы. Все с нетерпением ждут нового выпуска. Выпуск журнала очень удобная форма пропаганды правильного питания, которая позволила приобщить детей к позитивному решению этой проблемы, поможет сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов.
|