МОУ Детский сад № 1

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Образовательные стандарты и требования

Уважаемые родители, информируем вас о том, что с 01 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее - ФОП ДО).


Минпросвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО. ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 01 сентября 2023 года.

Текст федеральной образовательной программы дошкольного образования - Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 Приказ Минпросвещения России "Об утверждении ФОП ДО"

 

Что такое ФОП             
ФОП ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования

Цель внедрения ФОП

  • Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;
  • Создать единое ядро содержания дошкольного образования;
  • Создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживани

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Что входит в ФОП
Учебно-методическая документация:

  • федеральная рабочая программа воспитания;
  • федеральный календарный план воспитательной работы;
  • примерный режим и распорядок дня групп;
  • единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что является обязательным для всех детских садов
ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению является и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Как применяется ФОП
ФОП - это основа для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП
Когда детские сады перешли на ФОП
С 1 сентября 2023 года все детские сады РФ работают по ФОП
 

Презентация "ФОП-2023 Проектирование ОП детского сада с учетом актуальных тенденций в образовании" (Корепанова М.В.).pptx

Презентация "Регионалный компонент в структуре ОП по ФОП ДО" (М.В. Корепанова).ppt

Нормативные документы

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования

Презентация "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023"

Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования

Что собой представляет ФОП ДО и зачем его приняли

1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 “Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования” дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования - ФОП ДО.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации. 

Федеральная программа предусматривает базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовывать основополагающие функции дошкольного уровня образования.

Нормативный документ был разработан с целью реализации следующих функций:

Создание единого федерального образовательного пространства для воспитания и развития дошкольников;
Обеспечение детей и родителей равными и качественными условиями дошкольного образования на всей территории Российской Федерации;
Создание единого ядра содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, воспитывать в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
Воспитание и развитие ребенка с активной гражданской позицией.

 

 

Содержание ФОП ДО

Федеральная программа включает в себя:

  • Федеральную рабочую программу образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые результаты по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся; 
  • Обозначение направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ООП (особыми образовательными потребностями) различных целевых групп; 
  • Психолого-педагогические условия реализации программы, а также отдельные средства обучения и воспитания;
  • Федеральную рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе;
  • Федеральный календарный план воспитательной работы;
  • Примерный режим и распорядок дня групп;
  • Примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах;
    Примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра произведений анимации и кинематографа.

В каждой образовательной области сформулированы задачи, содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до восьми лет, а также результаты, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними.

Дошкольное образовательное учреждение может самостоятельно выбрать способы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива учреждения, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.

Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами процесса, осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО.

Переход на ФОП ДО

Реализация ФОП обеспечивается квалифицированными педагогическими работниками. Необходимым условием является непрерывное сопровождение Федеральной программы педагогами и другими работниками в течение всего времени ее внедрения в учреждении дошкольного образования.

Чтобы воспользоваться преимуществами Федеральной программы дошкольная организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, а также предоставить возможность воспитателям и педагогам для получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в 3 года за счет средств ДОО. 

Для того, чтобы педагогические работники могли более комфортно освоить и внедрить в свою работу новые требования ФОП ДО, Министерство Просвещения РФ включило в перечень обязательных мероприятий повышение квалификации по реализации Федеральной программы в образовательной практике ДОО.

Для того, чтобы совершить успешные переход на ФОП ДО, необходимо провести работу над следующими документами:

1. Образовательная программа

Обязательную часть образовательной программы детского сада необходимо оформить в виде ссылки на ФОП. Таким образом, рабочая группа использует текст федеральной программы, а не создает отдельный документ для обязательной части.

Часть, формируемую участниками образовательного процесса, нужно проверить на соответствие ФОП и ФГОС. Изменения в целевой раздел (пояснительную записку, планируемые результаты, подходы к педагогической диагностике) рабочей группе необходимо внести из ФОП.

Рабочую программу воспитания необходимо заменить на федеральную рабочую программу воспитания и дополнить информацией, которую ФОП требует конкретизировать на уровне отдельного учреждения. Описать общность образовательной организации в соответствии с пунктом 29.3.3 ФОП, уклад детского сада - с учетом пункта 29.3.1 ФОП, воспитывающую среду - с учетом пункта 29.3.2 ФОП. Формы совместной деятельности в детском саду необходимо также включить в рабочую программу воспитания и описать с учетом требований пункта 29.3.5 ФОП. Также предусмотреть социальное партнерство (с формами реализации можно ознакомиться в пункте 29.3.7).

Календарный план воспитательной работы необходимо также заменить на единый Федеральный календарный план и указать ссылку на ФОП. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат приведен в пункте 36.4 ФОП. Детский сад вправе его дополнить в соответствии от особенностей региона или ситуации. 

Нужно внести изменения в текст краткой презентации программы, ориентированный на родителей. Вместо ссылки на используемые основные образовательные программы - вставить ссылку на ФОП. Если ранее такие программы не использовались, необходимо ввести ссылку на ФОП.

2. Программы коррекционно-развивающей работы

Программу коррекционно-развивающей работы детский сад разрабатывает самостоятельно. В отличие от ФГОС в федеральной программе вы найдете:

- примерную структуру программы КРР (п. 27.3);
- обязательные для организации задачи программы КРР (п. 27.4);
- набор вариантов организации и возможных форм КРР (пп. 27.5, 27.6).
Необходимо провести анализ пунктов 27, 28 ФОП и сопоставить новые требования со сложившимися в детском саду практиками. Содержание диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы должно соответствовать требованиям ФОП. 

3. Программы психолого-педагогического сопровождения

Нужно изменить или разработать заново программы психолого-педагогического сопровождения детей, потому как в ФОП прописали конкретизированные требования к психолого-педагогическому сопровождению. Ранее во ФГОС подробных требований не было. Отдельным направлением работы является внедрение требований пункта 30 ФОП о психолого-педагогических условиях. Они не дублируют условия, ранее предусмотренные во ФГОС. Поэтому детский сад обязан выполнить требования и ФГОС, и ФОП. 

4. Режимы дня

Режимы дня необходимо утвердить заново, так как теперь они часть основной образовательной программы. ФОП устанавливает примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. 

Примерные режимы дня в федеральной программе приводят для каждой возрастной группы. Их можно скорректировать, главное, чтобы они соответствовали обязательным требованиям ФОП и СанПиН.

5. Документы о психолого-педагогической поддержке семьи

В такие документы необходимо внести соответствующие изменения или разработать и утвердить в соответствии с ФОП (пункт 26).

Методические рекомендации для образовательной деятельности по ФОП ДО от Минпросвещения РФ

Разработаны методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с ФОП ДО.

Рекомендации состоят из 7-ми разделов, устанавливающих:

  • содержание образовательной деятельности в ДОО 
  • виды детской деятельности и способы их организации 
  • педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации
  • планирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации
  • развивающая предметно-пространственная среда и инфраструктура дошкольной образовательной организации 
  • взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов 
  • организация коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. 

Приложение к Методическим рекомендациям включает содержание образовательной деятельности по образовательным областям:

"Социально-коммуникативное развитие" 
"Познавательное развитие" 
"Речевое развитие" 
"Художественно-эстетическое развитие" 
"Физическое развитие".

 

 

 

Применяемый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) -  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Утвержденный образовательный стандарт - ссылка на документы сайта Федерального института развития образования  - (документы о федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования)

Закон об образовании в РФ zakon-ob-obrazovanii.ru/  


Дополнительные документы 

ФГОС для обучающихся с ОВЗ (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))» ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллект. нарушениями) Приказ №1599 от 19.12.2014.pdf

Ссылка на сайт Министерства просвещения РФ


Комментарии Минобрнауки РФ к ФГОС ДО Комментарии к ФГОС ДО.doc Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 N 2620-р.rtf

Приказ Министерства труда и соц. защиты РФ об утверждении проф. стандарта педагога Приказ Мин.соц.труда от 18.102013 № 544н.doc



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ