О пользе музыкального образования в целом.........

Здравствуйте, дорогие!

Поговорим о пользе музыкального обучения в целом. Вот интересные сведения из интернета, о которых вы раньше может и не знали.

Как вообще у нас агитируют за занятия музыкой? Говорится или в общем виде, – что это, мол, полезно для общего развития, что без этого культурным человеком не стать, что ребенок должен всесторонне развиваться и т.д. Есть и более конкретные аргументы – занятия музыкой улучшают память, если играть на инструменте, то развивается "мелкая моторика" пальцев, т.е. нервная система в целом. Да, все это правильно, но, как оказывается, есть и более весомые аргументы, которые подтверждены научными фактами!

И они настолько серьезны, что всю агитацию за музыкальные занятия в общем виде можно смело отодвинуть на второй план. Всего 4 недели занятий и …?!

Том Джэкобс (Tom Jacobs), обозреватель популярного социального веб-ресурса www[dot]psmag[dot]com, в своей статье 1) пишет об исследовании, проведенным канадскими учеными и опубликованном в журнале Psychological Science:

… Психолог Силван Морено (Sylvain Moreno) из Йоркского университета в течение четырех недель работал с 48 детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Половина детей (24 ребенка) приняла участие в музыкальной программе, которая включала занятия по ритмике, знакомство с высотой звуков и мелодией, человеческим голосом, основными музыкальными понятиями.

Другая половина детей занималась по программе "Визуальное искусство", посвященной развитию зрительно-пространственных навыков, ознакомлению с такими понятиями, как форма, цвет, линия, размер и перспектива. Дети из этих двух групп занимались по одному часу каждый день в течение месяца.

До и после четырех недель занятий, дети выполнили лексический тест, предназначен для оценки речевых способностей и тест для оценки развития "пространственного интеллекта". При этом уровень активности их мозга фиксировался с помощью электроэнцефалограмм.

Что же в итоге?
90% детей из 24-х, занимавшихся по музыкальной программе, показали существенное улучшение как речевого, так и пространственного интеллекта. За этот же период дети, обучавшиеся по программе "Визуальное искусство" НЕ показали значительного улучшения в развитии устных или пространственных навыков.

Силван Морено замечает:

"…Этот вывод перекликается с результатами недавнего исследования второклассников, в котором обнаружено, что по навыкам чтения дети, кто получал музыкальное образование системно, превосходят своих сверстников. И если это так, то предложения о сокращении объема музыкальных занятий, в пользу концентрации на "основных предметах" в школе основаны на непонимании механизмов развития мозга детей".

Таким образом, вербальный (речевой) и "пространственный" интеллект 4-6 -летних детей заметно улучшается уже лишь после одного месяца музыкального обучения! Причем, аналогичного эффекта не дают занятия художественным творчеством, т.е. рисование, лепка или игра с кубиками.

Обучение музыке и "познавательный" интеллект

Вот еще одно исследование на эту же тему: "Воздействие музыкального обучения на мозг ребенка и развитие познавательных способностей"
2).
В этой статье, опубликованной Нью-Йоркской Академией Наук, ученые ведущих научных центров США и Израиля описывают исследование в течение 14 месяцев групп детей в возрасте 5-7, 9-11 лет и взрослых, как занимающихся музыкой, так и не-музыкантов и делают следующие выводы:

"… Исследования показали структурные и функциональные различия в мозге взрослых музыкантов-инструменталистов по сравнению с мозгом не-музыкантов…
… музыканты приобретают и постоянно совершенствуют как различные виды двигательного комплекса, так и слуховые и мультимодальные навыки – как, например, чтение музыкальной партитуры с одновременным переводом в точную двигательную активность и мониторингом звучания инструмента, т.е. получения мультисенсорной обратной связи…
… исследования также подтверждают, что обучение детей музыке приводит к долгосрочному повышению визуально-пространственных, вербальных, математических и исполнительских способностей."
Фортепиано и еще раз фортепиано!
Да, как не крути, а пианино то все-таки рулит! Вот смотрите. Еще одна важная для нас научная работа, выполненная исследователями научных, образовательных и музыкальных учреждений США в 1997 году: "Музыкальное образование приводит к долгосрочному улучшению пространственно-временного мышления у детей дошкольного возраста" 3). Вот что ученые докладывают:
… 78 детей дошкольного возраста участвовали в этом исследовании. 34 ребенка получили индивидуальные уроки фортепиано, 20 детей получили частные уроки по работе с компьютером, и 24 ребенка занимались по обычной программе.
До и после тренировки был проведен, соответствующий возрасту, стандартный тест на оценку пространственно-временного мышления. Значительное улучшение результатов было показано только в группе, занимавшейся на фортепиано…
"…Мы полагаем, что замеченное улучшение показателей могло бы быть основанием, чтобы (музыкальными занятиями) разнообразить процесс обучения по стандартным учебным программам, таких как математика и естественные науки, которые в значительной степени опираются на пространственно-временной интеллект".
Музыкальные занятия увеличивают интеллектуальную мощь
И снова Том Джэкобс (Tom Jacobs). Совсем недавно в своей новой статье 4) он пишет: "Хотите, чтобы у вашего ребенка было все лучше и лучше с речью? Вложите музыкальный инструмент в его руки".
На этот раз автор пишет об исследованиях, которые в течении 18 месяцев проводились в Европе – были исследованы 7-8-летние дети (37 мальчиков, 36 девочек) из семи начальных школ из разных земель Германии.
25 детей (условная музыкальная группа) прошли специальное обучение музыке сверх школьного учебного плана – они принимали участие в еженедельных 45-минутных уроках, где играли на инструменте по своему выбору – гитара, скрипка, виолончель, флейта, труба, кларнет, или ударные.

Профессор Музыки 1 - комплект программ по музыке для детей Еще 25 детей были взяты из 2-х школ с упором на естественные науки. Этой группе дали дополнительные занятия по математике и общим предметам. Еще 23 ребенка (контрольная группа) не получили никаких дополнительных занятий ни по музыке, ни по основной школьной программе.
Итог:
"… Через 1,5 года дети в музыкальной группе продемонстрировали значительный рост по всем показателям в развитии вербальной памяти, в сравнении с детьми из группы "естественные науки" и обычной (контрольной) группы…
… исследователи отмечают, что ни одного подобного эффекта не было обнаружено у детей, занимающихся даже по расширенному учебному плану…"
При чем тут министр?
К сожалению, причем!
Вот на ресурсе www[dot]vesti[dot]ru встретил следующую заметку. "Министр культуры: количество учеников ДМШ сократилось на 114 тысяч человек". Она от 22.04.2010, т.е. относительно свежая. Там сказано:
"Количество детей, которые обучаются музыке, уменьшилось на 114 тысяч человек, – сообщает Авдеев. – К чему это ведет? К тому, что в музыкальные училища, а потом и в консерватории не придут абитуриенты, нераскрытые таланты. Музыкальный мир лишится крупных специалистов и может лишиться российских традиций исполнительства".
Наверное, так и есть с числом учеников. Только министр действительно не информирован своими советниками о научных исследованиях. Я думаю, то, что мне попалось – лишь малая часть. Если бы к образованию, не музыкальному, а вообще к ОБРАЗОВАНИЮ чиновники относились внимательнее, то ДМШ (и учеников) не сокращали, а, наоборот, открывали.
И главной задачей музыкальной школы не была бы ориентация на будущую профессию. Соответственно, отчитывались бы ДМШ не по числу лауреатов в конкурсах и числу поступивших в музыкальный колледж, а по числу детей, охваченных музыкальным образованием. Ведь общий интеллектуальный уровень наших детей и подростков, как оказывается, зависит от того, получают они музыкальное образование или нет. Т.е. оно нужно ВСЕМ детям, и оно могло быть и интересным, и веселым ... А профессиональных музыкантов вряд ли станет меньше – кто хочет сделать музыку делом жизни, тот найдет способ.
Так что не сомневайтесь ни на минуту, нужна вашему ребенку музыкалка или нет! Не так важно, пойдет ли он потом в колледж, консерваторию, станет ли он профессионалом. Важно, что музыка, как ничто другое, всесторонне развивает интеллект ребенка. И эти занятия окажутся полезными для любой профессии, которую он для себя выберет в своей взрослой жизни.
А если ваш сын или ваша дочь еще не занимаются музыкой, то постарайтесь найти что-то подобное. Может это и не ДМШ, может кружок в ДК, может кто-то из родственников, соседей готов с ребятами заниматься музыкой. Эх, похоже, не зря все-таки у всех народов культивировались и песни, и танцы с хороводами для ВСЕХ членов сообщества, … как-то раньше грамотно все было "настроено" даже без Академий наук и министерств!
Если человек невнятно говорит и плохо понимает речь, если он неважно ориентируется в лесу или в поле, если он затрудняется в определении времени, если ему с трудом дается счет и у него слабое пространственное воображение, то ...
крестьянин, рабочий – плотник, кузнец, ткач, солдат, счетовод, поп, конюх / кучер, повар, учитель, командир, шут / артист, ... из него хороший НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Кто из него выйдет?
В общем, музыкальное образование это не много и не мало, это Интеллект НАЦИИ ! И мне приятно, что по мере сил мы своими обучающими играми вносим скромную лепту в этот важный процесс.
ссылкаhttp://virartech.ru/mail-archive/2013-05-20.php
lira13,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru