Аннотация к образовательным программам
Введение.
Целью создания ДМШ № 13 является удовлетворение потребностей граждан, государства в области музыкально-художественного образования, формирование эстетически развитой, гармоничной личности, её мировоззрения, способности к самообразованию, самоопределению и адаптации в постоянно изменяющихся условиях. Школа закладывает фундамент подготовки к занятиям музыкальным, художественным (в широком смысле) творчеством, а для наиболее одаренных детей – к выбору будущей профессии в области искусства и культуры. Это определяет основные цели образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса школы:
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства;
· удовлетворение образовательных потребностей граждан в области художественного образования и эстетического воспитания;
· выявление музыкально одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта.
Предметом деятельности Школы в области дополнительного образования являются:
· реализация в полном объеме на основании имеющейся лицензии образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности в области начального музыкального и общеэстетического образования с применением углубленного изучения предметов, дифференцированного подхода в программных требованиях к учащимся в зависимости от степени их музыкальных способностей по направлениям:
- фортепиано – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,
- скрипка– срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,
- баян,аккордеон, гитара, домра – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,
- флейта – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,
- компьютерные технологии – срок обучения 5 лет,
- сольное пение – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,
- подготовительное отделение: инструментальное исполнительство и хореографическое искусство– срок обучения 1, 2 года.
- Ранне-эстетическое развитие- срок обучения 1, 2 года.
· реализация программ начальной профессиональной подготовки;
· реализация углубленных образовательных программ по изучению ряда предметов;
· выявление и развитие способностей детей, обеспечение непрерывности образования;
· оказание дополнительных образовательных услуг (в том числе платных);
· разработка учебных планов, программ; учебных пособий; научной, методической, справочной литературы; аудио-, видеопродукции; компьютерных программ, баз данных, технических средств обучения;
· осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
· обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
· осуществление концертной и музыкально-просветительской деятельности;
· участие в эксперименте в области образовательного процесса: создание, апробация и внедрение прогрессивных образовательных и воспитательных программ и технологий (новых курсов, учебных программ, форм организации учебного процесса); организация и проведение эксперимента осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Задачи обучения вытекают из целей программы и могут классифицироваться по трем параметрам:
1. Образовательные задачи:
- приобретение общих знаний;
- формирование исполнительских навыков;
- практическое применение знаний, умений и навыков в учебном процессе, самостоятельных занятиях и концертной практике;
- использование полученных знаний в других сферах деятельности;
- активизация познавательных способностей;
- приобщение к высокохудожественному репертуару классической и современной музыки.
2. Воспитательные задачи:
- воспитание духовной культуры и нравственности:
- воспитание интереса и любви к музыке;
- формирование эстетических критериев художественной деятельности;
- воспитание воли, дисциплины, ответственности, желания трудиться;
- привитие комплекса этических норм в общении с окружающими, корректности поведения.
3. Развивающие задачи:
- развитие природных способностей и задатков;
- расширение художественного кругозора;
- развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы;
- развитие фантазии, воображения, ассоциативного мышления;
- развитие исполнительской культуры.
I. Уровни освоения образовательных программ и требования к подготовке выпускников
- Уровень общеразвивающих образовательных программ в сфере различных видов искусств предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в выбранной образовательной области, формирование и развитие устойчивого стремления к самообразованию. В эту группу входят учащиеся со средними и ниже средних музыкальными данными; учащиеся с ослабленным здоровьем; учащиеся, перегруженные в общеобразовательной школе, учащиеся, поступившие в школу в возрасте старше 12 лет. Дети этой группы, как правило, ограничивают обучение предметами инвариантной части программы; принимают участие в конкурсах, фестивалях и концертах школьного и районного уровня. Данный уровень реализуется в ДМШ № 13 через освоение образовательных программ «Общего музыкального образования».
- Углубленный или повышенный уровень освоения образовательных программ: предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в выбранной области деятельности, достаточно высокую степень овладения знаниями, умениями и навыками в этой области. В эту группу входят учащиеся с хорошими музыкальными данными, которые занимаются в рамках требований программ ДМШ с привлечением предметов факультативных курсов. Дети этой группы участвуют в конкурсах, фестивалях и концертах от внутришкольного до международного уровня. Данный уровень реализуется в ДМШ № 13 через освоение образовательных программ «Инструментальное и вокальное», «хореографическое искусство» с 5-летним и 7-летним сроками освоения.
- Уровень раннего профессионального освоения образовательных программ (допрофессиональная подготовка): предусматривает достижение повышенного уровня образованности в выбранной сфере, готовность к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства после окончания музыкальной школы. В эту группу входят учащиеся с хорошими и отличными природными музыкальными и психофизическими данными, позволяющими освоить дополнительно ряд факультативных курсов, активно реализовать себя в концертной деятельности школы. Дети этой группы – основные участники конкурсов, фестивалей и концертов от городского до международного уровней. Данный уровень освоения образовательных программ реализуется в ДМШ № 13 в рамках «классов оставления» после освоения образовательных программ «Инструментальное и вокальное», «хореографическое искусство» с 5-летним и 7-летним сроками освоения: 6 класс после программ с 5-летним сроком обучения, 8 класс после программ с 7-летним сроком обучения.
Основой для учебных занятий и внеклассных мероприятий являются следующие виды деятельности учащихся ДМШ № 13:
- учебная музыкально-исполнительская;
- учебно-теоретическая;
- творческая;
- культурно-просветительская (в том числе исполнительская).
Требования к уровню подготовки выпускника ДМШ № 13
Выпускник музыкальной школы – личность, реализующая свой целевой выбор в области деятельности или знания, в уровне ее освоения, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности.
Виды деятель-ности |
Уровни освоения образовательных программ |
||
Общего художественно-эстетического |
Углубленный (повышенный) |
Ранней профессиональной ориентации |
|
учебная музыкально-исполни-тельская |
Владеть миниму-мом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкаль-ного искусства: уметь самостоя-тельно разучивать и грамотно испол-нять произведения разных жанров и направлений, читать с листа, играть (петь) в ансамбле, уметь аккомпанировать и подбирать по слуху. |
Владеть достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необхо-димым в сольной исполнительской практике, игре в различных ансам-блях. Уметь само-стоятельно разучи-вать и художе-ственно цельно исполнять произ-ведения различных жанров и стилей. Иметь навыки чтения с листа, аккомпанирования, подбора по слуху и применять их в концертной практике. |
Владеть знаниями, умениями, навыка-ми, необходимыми для исполнения сольных концерт-ных программ, ансамблевого исполнительства. Обладать личност-ными качествами (волевыми, эмоцио-нальными и др.), необходимыми для осознанного выбора профессии. Владеть навыками самостоя-тельного осознан-ного прочтения нотного текста. Владеть навыками чтения с листа, аккомпанирования, подбора по слуху и применять их в кон-цертной практике. |
учебно-теорети-ческая |
Владеть основами музыкальной гра-моты, навыками осознанного вос-приятия элементов музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музы-кального произ-ведения, знаниями основных направ-лений в музыкаль-ном искусстве. Уметь исполь-зовать полученные знания в практической деятельности. |
Владеть необхо-димым уровнем функциональной грамотности, навы-ками осознанного восприятия элемен-тов музыкальной речи, навыками анализа незнакомо-го музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музы-кальном искусстве. Уметь использовать полученные знания в практической деятельности. |
Владеть уровнем функциональной грамотности, необходимым для продолжения обу-чения в среднем специальном учеб-ном заведении. Владеть навыками осознанного вос-приятия элементов музыкальной речи, анализа незнако-мого музыкального произведения. Знать основные направления и стили в музыкаль-ном искусстве. Уметь использовать полученные знания в практической деятельности. |
Творческая |
Владеть навыками сочинения и импровизации простейших музыкальных построений. |
Владение навыками сочинения и импровизации. Использование полученных навы-ков в различных видах деятельности. |
Владение навыками сочинения и импровизации. Использование полученных навы-ков в различных видах деятельности. |
Культурно- просвети- тельская |
Формирование навыков коллективной творческой деятельности. умения сочетать и применять их во внеклассных мероприятиях, домашнем музицировании. |
Наличие опыта ис-полнительской практики. Форми-рование навыков коллективной твор-ческой деятель-ности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях. |
Наличие опыта ис-полнительской практики. Форми-рование навыков коллективной твор-ческой деятель-ности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях. |
Выпускник музыкальной школы – личность, реализующая свой целевой выбор в области деятельности или знания, в уровне ее освоения, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности. Требования к уровню подготовки выпускника учитывают следующие показатели:
- степень овладения знаниями, умениями, навыками,
- показатели личностного развития (это: сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности; развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусств, как в самой музыкальной школе, так и после ее окончания).
Уровень подготовки выпускника музыкальной школы определяется с учетом:
1. уровня освоения образовательных программ (общего художественно-эстетического образования, повышенный уровень, уровень допрофессиональой подготовки или ранней профессиональной ориентации),
2. видов деятельности (учебно-исполнительская, учебно-теоретическая, творческая или креативная, культурно-просветительская),
3. результата обучения (овладение знаниями, умениями, навыками) в выбранной образовательной области, личностного развития.
II. Организация учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс осуществляется школой самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.
Содержание образования в школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми школой самостоятельно. Образовательные программы разрабатываются школой в соответствии с примерными рекомендациями к программам по предметам, подготовленным государственными органами управления культуры, Министерством культуры РФ, учебными заведениями искусства и культуры Новосибирской области.
Образовательный процесс в школе ориентирован на получение учащимися начального музыкального, общеэстетического образования и допрофессиональной подготовки.
Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми учебной частью и утверждаемыми директором школы.
Для учащихся по решению Педагогического совета могут вводиться индивидуальные программы и учебные планы. Возможен также экстернат по всем или отдельным предметам и семейная форма образования.
Организация образовательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе преподавателем учебных планов, программ, средств, форм и методов обучения и воспитания, утвержденных в школе и обеспечивающих получение обучающимися образования, соответствующего уровню принятых в школе образовательных стандартов. Основные виды учебных занятий определяются планами и программами. Помимо основных видов занятий, школа может вводить предметы по выбору, факультативные и элективные занятия, направленные на развитие интересов и способностей обучающихся, часы школьного компонента, необходимые как для обучающихся, проявляющих особый интерес к предмету, так и слабоуспевающих, требующих индивидуального подхода при обучении.
Специфическими чертами образовательного процесса в музыкальной школе являются:
- предоставление дополнительных возможностей для всестороннего развития ребенка, удовлетворения его творческих и образовательных возможностей;
- избирательность и добровольность участия детей в работе школы;
- разновозрастный состав части детских объединений (хоры, театр, оркестр, некоторые ансамбли и др.);
- большой выбор видов и форм познавательной творческой деятельности;
- привлекательность, уникальность, нестандартность содержания деятельности;
- обеспечение развития ребенка как полноправного и деятельного члена общества, профессиональная ориентация.
Режим и расписание занятий.
В ДМШ № 13 устанавливается следующий режим занятий учащихся:
· учебный год начинается, как правило, первого сентября, если же 1 сентября приходится на выходной день, учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день;
· учебный год заканчивается 31 мая;
· продолжительность каникул в течение учебного года составляет 4 недели (одна неделя – осенние каникулы, две недели – зимние каникулы, одна неделя – весенние каникулы);
· предельная недельная нагрузка учащихся устанавливается в соответствии с учебным планом;
· ежедневное количество занятий определяется расписанием индивидуальных и групповых занятий, утвержденных заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, согласно Правилам внутреннего трудового распорядка;
· время начала и окончания занятий в ДМШ № 13 – с 800 часов до 2000 часов согласно Правилам внутреннего трудового распорядка.
Формы организации учебной деятельности
Учебная деятельность организована в виде уроков и контрольных точек, конкурсов, прослушиваний и т. п. в соответствии с утвержденными планами.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Продолжительность одного урока (академического часа) регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка ДМШ № 13, но не может быть менее 30 минут и превышать 45 минут.
Образовательная деятельность школы осуществляется в процессе учебной работы и внеурочных мероприятий. Для ведения образовательного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в школе в соответствии с образовательными программами и учебными планами установлены следующие виды работ:
· групповые занятия;
· индивидуальные занятия;
· самостоятельная (домашняя) работа учащегося;
· контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами (контрольные уроки, академические концерты, зачеты, экзамены, выставки, спектакли и т. д.), которые определяются отделениями ДМШ № 13 и утверждаются Педагогическим советом;
· культурно-просветительские мероприятия (концерты, лекции, беседы и т. д.), организуемые школой;
· внеурочные классные мероприятия.
Групповая форма обучения применяется в классах:
· различных вокальных и инструментальных ансамблей, предполагающих группы из 2 – 4 человек,
· предметов теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература, история музыки),
· предметов коллективного музицирования: хоров, ансамблей скрипачей, народных инструментов и ансамблей различных составов, предполагающих группы из 5 – 12 человек и более.предметов хореографического исусства: современный танец, историко-бытовой танец, классический танец, современный танец.
Индивидуальная форма обучения применяется в классах сольного вокального и инструментального исполнительства, в том числе общего, и для освоения некоторых предметов факультативного курса (элементарная теория музыки, сольфеджио, музыкальная литература для поступающих в ССУЗы и др.).
Домашние задания даются учащимся с учетом педагогических требований, направленных на полноценное освоение выбранной образовательной программы, психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Внеучебная деятельность разнообразна по формам: публичные концерты, конкурсы, фестивали, вечера, праздники, собрания, участие в олимпиадах, посещения театров и концертов и т. д.
Расписание занятий обучающихся составляется преподавателями. Основное требование – создание наиболее благоприятного режима обучения и отдыха детей.