ИДЕМ В ДЕТСКИЙ САД! Адаптация и подготовка ребенка к детскому саду

Ваш малыш совсем скоро пойдет в детский сад. Конечно, вы волнуетесь и надеетесь на то, что этот этап пройдет легко, и ваш кроха с удовольствием и без криков с первого дня привыкнет к детсаду. Мы собрали для вас рекомендации по облегчению адаптации малыша в детском саду от семейных психологов и практикующего воспитателя детского сада.

ВЕСЬ МИР – ЭТО МАМА!
У маленького ребенка весь окружающий его мир – это МАМА. Он познает мир ее глазами, видит в нем то, чему его научили. Это его МИР, в котором он живет. Другого мира он еще не знает.
Отдавать ребенка в детский сад или нет, и в каком возрасте это лучше сделать – вопрос многих семей. В современном технологическом, быстро развивающемся обществе нередки случаи, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад в доход семьи. И чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям, всему новому и неизвестному.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Давайте разберемся в этом вопросе.
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.
Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:
  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.
Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:
  • Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  • Снижение или потеря аппетита.
  • Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  • Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  • Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  • Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  • Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  • Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  • Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.
Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!

Какой может быть адаптация ребенка?
Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:
ТРИ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ МАЛЫША

Легкая
составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.
Такой ребенок:
  • входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
  • смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
  • может при необходимости попросить о помощи;
  • сам способен завязывать контакты;
  • может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
  • находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
  • в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
  • принимает установленные правила поведения;
  • нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
  • умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

Средняя
Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.
Малыш, переживающий адаптацию средней степени:
  • соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
  • после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
  • адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
  • может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.
Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.
Тяжелая
В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.
При этом типе адаптации малыш:
  • не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
  • встревожен, замкнут;
  • не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
  • не может развернуть игру;
  • пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.
Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.
Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:
  • темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
  • состояния здоровья крохи;
  • обстановки в семье;
  • уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.


ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ НА САД

Многие мамы удивляются тому, как легко их ребенок впервые заходит в группу и, казалось бы, совсем не переживает уход мамы. Но следующие дни показывают, что все не так просто. Потому что в привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются:
  • четкий режим дня;
  • отсутствие мамы рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Однако ребенок на самом деле вовсе не «слабое» создание.

Это хорошо, что малыш плачет!

Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Хуже, когда кроха настолько скован стрессом, что не может плакать. Плач – помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете. Но вы-то знаете!
Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду работают люди, действительно внимательные к детям.

Положительная «игра в садик»

Эта подготовка может заключаться в чтении сказочных историй о посещении садика, играх «в садик» с игрушками, прогулках возле садика и на его территории, рассказах малышу, что ему предстоит туда ходить. Желательно познакомить ребенка с воспитателями заранее – малышу будет значительно легче. Особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом.

Легче адаптироваться к детскому саду детям...
– физически здоровым, не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»;
– чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы;
– имеющим навыки самостоятельности в одевании одежды (хотя бы в небольшом объеме), принятии пищи, в «горшечном» этикете. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на обучение, а пользуется уже сложившимися навыками;
– чей режим дня близок к распорядку в детском саду. За месяц до посещения сада родители приводят режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак; 10:30 – прогулка; 12:00 – возвращение с прогулки; 12:15 – обед; 13:00 – 15:00 – дневной сон; 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 21:00.

Труднее привыкнуть к детскому саду...
детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в детсад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома).
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не нравится.

Как помогут ребенку самые близкие?
Важно создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша. Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не нравится. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Расскажите кому-нибудь в его присутствии о том, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Позвольте поспать чуть дольше, но не «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвинет распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте свое любимое чадо, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

СКАЗКОТЕРАПИЯ
Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

С заботой о маме
«За кадром» рассуждений об адаптации всегда остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными.
Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Но помните, чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

АДАПТАЦИЯ – СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Для каждого ребенка смена домашней обстановки – серьезный стресс. Адаптация – сложный процесс, который не всегда протекает легко и быстро. Для того, чтобы сделать его как можно более безболезненным, по возможности следуйте этим правилам:
Не отдавать ребенка в сад раньше 3–3,5 лет. Научить малыша элементарным навыкам самообслуживания – одеться, сходить в туалет, есть ложкой и вилкой. Внедрять посещение детского сада в жизнь ребенка постепенно – сначала посещать садик вместе на пару часов, затем оставлять ненадолго малыша одного, затем удлинять этот временной промежуток. Оставить ребенку какую-то свою вещь – шарф, сумку, кофту. Если ребенок будет видеть, что вы оставили не только его, но и что-то еще, у него сложится впечатление, что вы обязательно вернетесь и заберете и его, и свою кофту. Уважать чувства малыша. Если он плачет, не хочет идти в садик, скучает, не умаляйте значимости этих переживаний. Отнеситесь к ним так же серьезно, как отнеслись бы к переживаниям взрослого человека.

Список «табу» для родителей

И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются привыкнуть к садику:
  • Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  • Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  • Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  • Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  • Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  • Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  • Нельзя водить в садик больного ребенка.


И главное, помните:

до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!
mou235,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru