Охрана здоровья воспитанников

 .Организация и проведение закаливания детей в условиях

 детского сада 

 (методические рекомендации)

 

 В системе физвоспитания детей дошкольного возраста закаливанию организма уделяется большое место.

 В основе закаливания лежит процесс образования условно- рефлекторных связей, вырабатывается более совершенная адаптация к сохранению тепла в организме. Во время закаливания появляются более видимые реакции – спазм и расширение сосудов на месте действия, изменение частоты дыхания , улучшение пульса. В месте с тем изменяется обмен веществ, активизируются защитные силы организма и иммуногенез, ускоряется формирование рефлекторных связей, увеличивается подвижность нервных процессов.

 Все это обеспечивает способность человека не заболеть, сохранить нормальное состояние даже при неблагоприятных внезапных изменениях внешней среды. В детском возрасте это особенно очень важно.

 Закаливание надо начинать с самого раннего детского возраста и продолжать в течение всей жизни, видоизменения формы и методы его применения в зависимости от возраста.

 При закаливании необходимо соблюдать некоторые важнейшие требования, обусловленные характером высшей нервной деятельности ребенка:

  1. систематическое использование закаливающих процедур во все времена года. Меняющихся в зависимости от сезона и погоды. Необходимо помнить, что при прекращении процедур происходит быстрое угасание выработанных при закаливании рефлексов. Так у ребенка 1-го года жизни эффект закаливания исчезает через 5-7 дней, у 3-х летнего – через 10-12 дней, у 7-ми летнего через 12-15 дней.
  2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Привычка к холодным воздействиям должна воспитываться постепенно, но настойчиво/ переход от менее сильных процедур к более сильным, от местных процедур к общим и т.д.
  3. при выборе метода закаливания необходим индивидуальный подход к ребенку, учитывающий его возраст, состояние здоровья. Особенно важен индивидуальный подход к ослабленным детям, которые как никто другой нуждаются в закаливании.
  4. комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.
  5. все закаливающие процедуры должны проводиться на положительном эмоциональном фоне.

 

Закаливание воздухом

 Первым требованием  для проведения закаливания детей в дошкольных образовательных учреждениях является создание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха. И одежды ребенка.

 Температуры воздуха в групповых помещениях должна быть:

 

Возраст

Температура на уровне ребенка

Дети первого года жизни

+21,+22

Дети раннего возраста с 2 до 3-х лет

+19,+20

От 4 до 7 лет

+18,+19

 

 При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально, дети должны находиться в 2-х слойной одежде (у мальчиков – шорты, майка, фланелевая рубашка; у девочек- майка, хлопчатобумажное платье), в колготках и босоножках.

 Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозными проветриваниями (5-7мин.0. которые проводятся в отсутствие детей:

  1. утром перед приходом детей в детский сад.
  2. перед занятием.
  3. после ухода детей на прогулку.
  4. после полдника.

 

Прогулки

 Детям в дошкольных учреждениях должны гулять не менее 2-х раз в день в общей сложности 3-4 часа.

 Дети младших групп выходят на прогулку в безветренную погоду при температуре воздуха до -15. При силе ветра больше чем 10 метров в секунду прогулки допускаются только при температуре воздуха не ниже чем -5.

 Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постоянно облегчается (в жаркое время дети остаются только в трусах).

 Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава. Гравий, песок).. начинать в жаркие, солнечные дни постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-3 до 10-12 минут. Затем приучать ходить босиком в помещении.

 Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физ.занятия, подвижные игры) проводятся на участке или спортивной площадке.

 

Использование воды:

 В целях закаливания в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием является постепенное снижение температуры воды, используемой при умывании, мытье рук и ног.

 Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом и по мере привыкания увеличивается зона воздействия: моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.

 В порядке возрастающей силы воздействия водные закаливающие процедуры подразделяются на обтирания 9местные и общие), обмывания (местные и общие), ванны, душ.

 Начинают тренировку терморегулирующего аппарата всегда с наименее резких воздействий: с местных обтираний, обливаний, постепенно переходя к общим. Начальная температура воды для местных процедур +28 для общих +35,+36.

 Для детей старшей и подготовительной группы  рекомендуется влажное обтирание до пояса варежкой из мягкой ткани. Дети становятся вокруг таза по 10-12 человек. В воду кладут варежки, дети раздеты для трусиков, индивидуальное полотенце у каждого ребенка обернуто вокруг талии. Дети берут варежку, отжимают, одевают на левую руку и обтирают правую, затем одевают на правую руку и продолжают обтирать левую руку, шею, грудь, живот. Затем каждый ребенок снимает варежку и передает ее сзади стоящему ребенку. А сам получает варежку от впереди стоящего и обтирает ему спину. Затем растирают полотенцем спину, шею, грудь по легкого покраснения кожи. Начинают влажные обтирания при температуре + 35,+34 снижения через 2-3 дня на 1 градус до +24.

 Для закаливания детей дошкольного возраста начиная с 1,5 лет рекомендуется использовать контрастное обливание стоп, когда в течение одной процедуры применяются попеременно то прохладная, то теплая вода.

 Приступая к контрастному закаливанию необходимо разделить детей на 2 группы6

1 группа- здоровые дети

2 группа- дети часто болеющие, незакаленные, вновь поступившие в дошкольное учреждение или пришедшие после болезни.

 Контрастное обливание применяется круглый год.

 Проводится в групповой или умывальной комнате при температуре воздуха +18,+20, в дошкольных группах; +20,+22 в группах раннего возраста. Проводить его можно перед дневным сном, сочетая с гигиенической процедурой или после сна.

 Инвентарь:  3 ведра с маркировкой +38,+28,+18; 3 водяных термометра, 3 ковша для каждого таза, решетка для таза ( или решетка на водосток), стул для ребенка, стол для воспитателя, вертушка для индивидуального полотенца.

Методика:  обливается стопа и 2/3 голени попеременно водой контрастных температур. Время воздействия прохладной воды 3-4 сек., теплой 6-8 сек. Начинаем всегда с теплой водой.

Количество повторений:

1 группа- дети обливаются 4 раза водой с температурой +38,+18,+38,+18 (заканчиваем прохладной водой).

2 группа- обливаем 3 раза водой с температурой +38,+28,+38 (заканчиваем теплой водой).

 Затем ноги насухо обтираются индивидуальным полотенцем.

 После болезни, если ребенок отсутствовал 7-10 дней. Контрастное обливание возобновляется сразу по той же группе, что и до болезни. После длительного отсутствия контрастное обливание следует возобновить по методике 2 мед. Группы до полного выздоровления.

 Хорошим средством профилактики заболевания зубов, слизистой рта, носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно приучать полоскать горло. На полоскание используется 1/3- ½ стакана воды 2 раза в день (лучше после еды). Бульканье воды в горле нужно проводить как можно дальше. Температура воды +28 с последующим понижением через 2-3 дня на 1 градус до +18.+20.

 Закаливающие мероприятия особенно важны в коллективах с повышенной заболеваемостью. Они ни в коем случае не должны отменяться во время карантинов и после перенесенных заболеваний. В этот период усиливается контроль врача и индивидуальный подход к каждому ребенку.

 Медицинских отводов от закаливания не должно быть. Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются в зависимости от возраста, состояния здоровья ребенка, условий окружающей среды и возможности детского учреждения.

 Оптимальный эффект закаливания достигается применением комбинированных воздействий воздуха солнца, воды.

 Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать в летнее время игры с водой. Игры в плескательных бассейнах. Ручейках. Вода при этом должна быть не менее +20. постепенно увеличивается время экспозиции с 30 сек до 5-10 мин.

 Воспитателям необходимо вести учет закаливающих процедур, а медработникам проводить анализ их эффективности по учету заболеваемости  ежеквартально.

 Организация и проведение закаливающих мероприятий в  условиях детских дошкольных учреждений не возможно без тесного контакта медработников и пед коллектива в родителями малышей.

 Родители должны знать как закаливание являет на здоровье детей, как способствует физическому и психическому развитию.

Профилактика менингита

 


Надежда Александровна,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru