Круглый стол «Школа, комфортная для детей».

08 февраля 2010

Программа проведения круглого стола.
Дата и время проведения:
28 января 2010 г. в 15.00
Место проведения:
МОУ СОШ № 77 Ворошиловского района Волгограда
Участники круглого стола:
  1. Калинин А.С., заместитель главы Волгограда.
  2. Финагин А.А., и.о. председателя комитета по образованию администрации Волгограда.
  3. Егорова Г.В., заместитель председателя комитета по образованию Волгоградской городской Думы.
  4. Чижова В.М., заведующая кафедрой социальной работы Волгоградского государственного медицинского университета, профессор, доктор философских наук.
  5. Дмитренко Г.В., канд. педагог. наук, доцент кафедры управления педагогическими системами ГОУ ВПО «ВГПУ».
  6. Начальники, заместители начальников территориальных управлений комитета по образованию администрации Волгограда.
  7.  Орехова Г.А., директор МОУ ЦПК, заместитель директора, заведующие отделами, старшие методисты МОУ ЦПК.
  8. Руководители муниципальных образовательных учреждений.
Цели и задачи круглого стола:
- определить состояние дел в части поддержания и сохранения благоприятной для жизнедеятельности детей инфраструктуры школы;
- выявить актуальные проблемы и наметить пути их решения;
- познакомиться с опытом работы и достижениями образовательных учреждений в решении данной проблемы.
Вопросы круглого стола:
  1. Оценка различных зон с точки зрения их благоприятности и неблаго- приятности для жизнедеятельности в школе. Отношение детей к различным зонам школьной инфраструктуры.
  1. Что включает в себя комфортная для жизнедеятельности детей инфраструктура школы.
  2. Способы участия и посильного вклада всех субъектов образовательного пространства и партнеров образовательного учреждения в создании и поддержания комфортных условий пребывания детей в школе.
Программа проведения круглого стола
1. Приветственное слово.
А.С. Калинин, заместитель главы Волгограда
2. «Создание комфортных условий для обучающихся в образовательных учреждениях Волгограда».
А.А. Финагин, и.о. председателя комитета по образованию администрации Волгограда.
3. «Рождение города, доброжелательного к детям, начинается в школе».
Г.В. Дмитренко, канд. пед. наук, доцент кафедры управления педагогическими системами ГОУ ВПО «ВГПУ».
Рождение города, доброжелательного к детям, начинается в школе
 Два десятилетия назад была принята Конвенции ОНН о правах ребенка, способствующая повышению признания нужд детей, защиты их прав. Конвенция обязывает правительства и органы власти на местах планировать действия по выработке приоритетного отношения к детям на всех уровнях власти и в обществе. Признавая важность выполнения законодательных требований, следует заметить, что для реализации принципов Конвенции о правах ребенка необходимо осуществлять конкретные действия на уровне, имеющем наибольшее непосредственное воздействие на жизнь ребенка (муниципалитет, образовательное учреждение, учреждения культуры и спорта и т.д.). 
 В целях достижения наиболее высокого качества жизни всех граждан, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) выдвинул глобальную инициативу «Города, доброжелательные к детям». Данная инициатива направлена на создание максимально благоприятных условий для реализации Конвенции о правах ребенка на муниципальном уровне. При этом, речь не идёт об идеальном городе. Инициатива представляет собой программу действий, выполнение которых позволит любому городу стать более доброжелательным к детям в аспекте образования, культуры, спорта, экологии и услуг. В таком городе каждому ребенку гарантировано право высказывать свое мнение и быть услышанным относительно качества жизни, быть защищенным от насилия и жестокого обращения, передвигаться по улицам города без риска для жизни, иметь доступ к качественным образовательным услугам, оказывать влияние на принятие решений, касающихся жизни местного сообщества и т.д.
  Рождение города, доброжелательного к детям, – длительный процесс установления партнерских отношений со всеми кто влияет на судьбу детей, при активном и заинтересованном участии самих детей. Необходимо помнить, что согласно Конвенции, «ребенок» – это дети младшего возраста, подростки и молодежь в возрасте от 0 до 18 лет.
 различные подходы реализации инициативы «Города, доброжелательные к детям». Но, учитывая традиции местного самоуправления в России, признанный авторитет учреждений образования, опыт инновационных преобразований в области гражданского образования, можно с уверенностью сказать, рождение города, доброжелательного к детям, в Волгограде начинается в школе.
 Более десяти лет в школах города осуществляется гражданское образование как подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. Педагогами проведена предметная переориентацию содержания учебных дисциплин, направленная на формирование личностной позиции обучающихся в системе общественных отношений, повышение правовой грамотности и социальной активности воспитанников. Для комфортного проживания в современном мире ребёнок должен обладать определенными знаниями о правах человека, о государстве, о выборах и т.п. Уметь критически мыслить и взаимодействовать с другими людьми. Уважать права других, иметь желание участвовать в общественной жизни и проявлять инициативы. 
 Эффективным средством реализации инициатив в наше стремительное время являются проектные технологии. Проект «Волгоград – город, доброжелательный к детям» может стать реальной поддержкой глобальной инициативы детского фонда Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ). Выполнения проекта можно условно разделить на три этапа.
 первом этапе осуществляется обсуждение инициативы; формируется проектная команда на уровне муниципалитета; определяются цели и задачи проекта, сроки реализации, необходимые и имеющиеся ресурсы; обсуждаются риски, затруднения и ожидаемые результаты.  Обсуждение инициативы можно провести в форме круглого стола с участием всех заинтересованных лиц в выработке и реализации стратегии создания комфортных условий жизнедеятельности детей в образовательных учреждениях города Волгограда, создания благоприятной среды для личностного развития воспитанников. Вопросы для обсуждения:
  1. Перспективы и риски реализации глобальная инициатива детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям» на муниципальном уровне.
  2. Какие цели развития образовательной среды (в школах города) направлены на эффективную реализацию инициативы «Города, доброжелательные к детям».
  3. Конкретные действия и мероприятия, направленные на достижение сформулированных целей и решение поставленных задач.
  4. Показатели, количественно характеризующие цели развития образовательной среды (в школах города). 
  5. Возможные виды мониторинговых исследований за ходом реализации стратегии на муниципальном уровне (выполнение намеченных планов, оценка и анализ достижений, выявление проблемных областей, затруднений, корректировка задач и т.д.).
  6. Управление процессом реализации инициативы «Города, доброжелательные к детям» в Волгограде (взаимодействие всех участников, органы управления и координации действий и т.п.).
  7. Ресурсное обеспечение реализации инициативы «Города, доброжелательные к детям» в Волгограде.
  8. Информационная поддержка реализации инициативы «Города, доброжелательные к детям» в Волгограде.
 На втором этапе конкретизируется программа действий в рамках проекта, происходит четкое распределение полномочий и ответственности, определяются активные участники (проектные команды образовательных учреждений), выявляются и обсуждаются инициативы местного сообщества (участники образовательного процесса, социальные партнеры, общественные организации, молодежные объединения и др.).
Собираются и обобщаются мнения детей по основным вопросам, касающимся реализации Конвенции о правах ребенка на муниципальном уровне. Проводится многоаспектный опрос «Качество школьной жизни». Качество школьной жизни определяется субъективной оценкой воспитанниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижениях и уважении, в реализации собственного «я». Анкетирование позволяет определить круг актуальных проблем обучающихся, удельный вес каждого из основных факторов риска, способствующих формированию девиантного поведения. 
Осуществляется активная информационная поддержка проекта на всех уровнях.
 На третьем этапе осуществляется мониторинг потерь качества проекта (неиспользованные возможности, нереализованные идеи). Анализируются достижения и успехи. Определяется «живучесть» отдельных проектных действий, инициатив. Организуется обучение активных участников проекта по обозначенным проблемам. Проектные команды подготавливают материалы для презентации результатов проекта «Волгоград – город, доброжелательный к детям», вносят предложения о возможных дальнейших действиях по созданию максимально благоприятных условий для реализации Конвенции ОНН о правах ребенка на муниципальном уровне.
 Осуществление проекта «Волгоград – город, доброжелательный к детям» реально позволит обеспечить приоритетное рассмотрение вопросов в отношении качества жизни ребенка на муниципальном уровне, и что особенно ценно будет способствовать формированию гражданской позиции каждого ребенка. 
 4. «Изучение мнений обучающихся о качестве школьной жизни».
И.В.Чумаков, заведующий Тракторозаводского отдела социально-психологического сопровождения образовательного процесса.
Изучение мнения обучающихся о качестве школьной жизни
(из опыта работы)
 Понятие «качество жизни» - социально-психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество школьной жизни обучающихся определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижениях и уважении, познавательных и эстетических потребностей, потребности в реализации возможностей личности. Теоретической основой предлагаемого исследования является научная концепция иерархии потребностей человека, разработанная выдающимся представителем гуманистической теории личности в психологии – А. Маслоу.
 Разработанная нами методика  изучения мнения обучающихся о качестве школьной жизни дает возможность выявить круг актуальных проблем обучающихся, удельный вес каждого из основных факторов риска, нарушающих у обучающихся адаптацию к школе и способствующих формированию девиантного поведения:
Ø угроза физической и психологической безопасности;
Ø дидактогения;
Ø неосведомленность о своих правах;
Ø отсутствие психологической поддержки со стороны учителей в ситуации учения;
Ø неуспешность в учебе;
Ø неуспешность во внеурочной деятельности;
Ø несформированность познавательного интереса;
Ø нарушение общения с одноклассниками;
Ø наличие иррациональной установки на общение со школьниками самых разных национальностей;
Ø бедность содержания воспитательной работы на классных часах;
Ø незанятость обучающихся в кружках, спортивных секциях и факультативах;
Ø неудовлетворительные эмоциональное состояние и самочувствие;
Ø неудовлетворенность качеством школьного питания;
Ø отсутствие желания принимать активное участие в жизни школы;
Ø неуверенность в ценности и полезности получаемого в школе образования для достижения успеха в будущем;
Ø закрытость обучающегося для обсуждения с классным руководителем возникающих в школе проблем;
Ø неудовлетворенность эстетических потребностей.
Анкета предназначена для опроса обучающихся с 5-х по 11-е классы.
 Данная методика использовалась при изучении мнения обучающихся о качестве школьной жизни в ряде общеобразовательных учреждений Тракторозаводского района Волгограда в 2005, 2006, 2007 годах. Показатели качества школьной жизни в общеобразовательных учреждениях, в которых проводился опрос обучающихся 5-х - 11-х классов в течение указанных трех лет, находились в диапазоне от 50% до 71%. Результаты показали доступность мтетодики для обучающихся, а также ее практическую значимость при организации деятельности органов управления образованием и педагогических коллективов школ по созданию благоприятных условий обучения, воспитания и развития детей и подростков в образовательных учреждениях.
 Результаты изучения мнения обучающихся 10-х классов о качестве школьной жизни, проведенного в школах Тракторозаводского района Волгограда в 2007 году.
 Всего опрошено 797 обучающихся 10-х классов, что составляет 75,4 % от общего количества десятиклассников по спискам в образовательных учреждениях района.
 Выбор категории респондентов обусловлен тем, что, как показали результаты аналогичного опроса весной 2005 года, мнение десятиклассников о качестве школьной жизни в достаточной степени отражает мнение всех обучающихся, начиная с 5-х и кончая 11-ми классами. Это обусловлено достаточным уровнем развития самосознания у десятиклассников и наличием у них осознанного опыта школьной жизни.
1. Оценка обучающимися степени удовлетворения их
физиологических потребностей в школе
62,2% (496 чел.) опрошенных подтвердили, что обычно в школе в течение учебного года у них было хорошее настроение.
83% (662 чел.) имели в школе в течение года нормальное самочувствие.
38,2% (305 чел.) удовлетворены качеством школьного питания в прошедшем учебном году.
68,6% (547 чел.) испытывают страх и стеснение при пользовании школьным туалетом.
2. Оценка обучающимися степени удовлетворения их
потребности в безопасности
66,3 % (529 чел.) чувствуют себя в безопасности в школе.
78,6 % (627 чел.) опрошенных считают, что они знают как законно и цивилизованно защищать себя и свои права.
3. Оценка обучающимися степени удовлетворения их
потребностей в принадлежности к группе, принятии и поддержке
Отношения со сверстниками
80,3% (640 чел.) от количества опрошенных довольны взаимоотношениями и общением с одноклассниками.
74% (590 чел.) открыты для дружбы со школьниками самых разных национальностей.  Таким образом, 26 % (207 чел.) опрошенных в следствие несформированности у них установки на дружественные отношения со школьниками разных национальностей могут представлять собой благоприятную среду для распространения националистической идеологии.
1. Отношения с учителями
68,1% (543 чел.) утверждают, что все учителя разговаривают с ними нормально, без оскорбительных выражений.
53% (423 чел.) утверждают, что когда во время урока им бывает трудно справиться с заданием, они часто получают помощь и поддержку от учителей.
72,5% (578 чел.) полагают, что когда они стараются учиться лучше, учителя, как правило, это замечают.
45,7% (365 чел.) готовы при возникновении у них затруднений или проблем в школе обсудить их с классным руководителем.
 Таким образом, обучающиеся испытывают большие трудности в общении с учителями, чем со сверстниками. Значительная часть опрошенных десятиклассников закрыта для обсуждения со своим классным руководителем школьных проблем, что может иметь отрицательное влияние на их обучение и адаптацию к школе в целом.
4. Оценка обучающимися степени удовлетворения их потребностей в достижениях и самоуважении
66,7% (532 чел.) считают, что у них в данном учебном году есть успехи в учебе.
60,6% (483 чел.) считают, что у них в данном учебном году есть успехи в спортивных, общественных и творческих делах, организуемых в их школе.
 Таким образом, в учебной деятельности, по мнению школьников, в прошедшем учебном году у них было больше возможностей для достижения успехов и самоутверждения, чем во внеурочной деятельности, организованной в образовательном учреждении.
5. Оценка обучающимися степени удовлетворения их познавательных потребностей
71,7% (572 чел.) часто на уроках с удовольствием узнают что-то для себя новое.
49,1% (392 чел.) находят интересным, полезным и важным то, что они обсуждают на классных часах.
46% (367 чел.) посещают в школе кружок, секцию или факультатив.
 6. Оценка обучающимися степени удовлетворения их эстетических потребностей
44,1% (352 чел.) считают, что в их школе достаточно уютно и красиво.
7. Оценка обучающимися своей активности и уверенности
52,3% (417 чел.) хотят принимать активное участие в жизни своей школы
71% (566 чел.) выразили уверенность в том, что образование, которое они получают в их школе, поможет им быть успешными в будущем, после окончания школы.
8. Общая субъективная оценка обучающимися школьной жизни
73,5% (586 чел.) утверждают, что в целом им нравится их школьная жизнь.
 По результатам исследования выявлен показатель качества школьной жизни в каждом образовательном учреждении, в котором проведен опрос, и в районе в целом. Показатель качества школьной жизни обучающихся по району был вычислен по следующей формуле: 
 ПКШЖ =  количество ответов «да»_________________
 количество опрошенных Х 21 пункт анкеты
Средний показатель качества школьной жизни в общеобразовательных учреждениях района по результатам анонимного письменного опроса обучающихся равен 63%. Это значит, что из всей суммы значимых для обучающихся потребностей, которые могли бы удовлетворяться в образовательном пространстве (из числа обозначенных в анкете), по мнению обучающихся, удовлетворяется 63 %.
 По результатам анкетирования с целью уточнения, конкретизации полученной информации, а также изучения предложений детей и подростков по повышению качества школьной жизни проводятся фокус-группы с обучающимися, принимавшими участие в опросе.
 Результаты изучения мнения обучающихся о качестве школьной жизни обсуждаются на педагогических советах, совещаниях руководителей общеобразовательных учреждений в органах управления образованием, что повышает уровень планирования и эффективность работы, направленной на создание благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья обучающихся, развития личности школьников.
 Предлагаемая методика успешно прошла экспертизу в Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Тема и проект исследования получили поддержку политического совета Волгоградского регионального отделения партии «Единая Россия».
5. Результаты мониторинга «Школа комфортная для детей».
Н.В.Савченко, заведующая отделом педагогической психологии МОУ ЦПК.
 Добрый день, уважаемые коллеги! В декабре 2009г проводилось городское анкетирование педагогов и детей, направленное на изучение комфортности пребывания детей в инфраструктуре школы. В нем приняло участие 30тыс181 обучающихся и 4тыс112 педагогов. Вашему вниманию предоставляются результаты анкетирования педагогов ОУ. Педагогам были заданы всего 4 вопроса:
1. Какие показатели Вы определяете как характеризующие степень благоприятности или не благоприятности пребывания детей в школе?
 Большинство анкетируемых ( 3829 - 88%) сошлись на мнении, что наиболее важный, значимый показатель благоприятности пребывания детей в школе по большей части связан с психологическим компонентом (хорошее настроение, желание идти в школу, отсутствие конфликтов, сплоченный коллектив, возможность общаться и др).
 Второй по значимости фактор благоприятности респонденты (2026 - 46%) связывают с материально-технической базой школы (ремонт, компьютеризация в каждом классе, оборудование кабинетов, учебных классов, создание зон отдыха, оснащение учебного процесса).
 Здоровьесберегающие технологии, проведение оздоровительных мероприятий, безопасность учебного процесса, организация медицинского обследования, соблюдение санитарно-гигиенических норм, питание респонденты (1090 — 25%) относят к третьему по значимости фактору благоприятности.
 Остальные респонденты (835 — 19%) значимым фактором благоприятности называют социальную активность, наличие кружков, участие в конкурсах, создание школьного радио и телевидения, сотрудничество со СМИ, органами управления образованием, оптимизация работы школы.
2. Какие конкретные действия и мероприятия, направленные на достижение задач создания комфортных условий для пребывания детей в образовательных учреждениях Вы можете предложить к реализации или уже реализуете?
 На этот вопрос педагоги ответили следующим образом, что необходимо совершенствовать вопросы, касающиеся психолого-педагогического компонента образовательного процесса такие, как организацию служб психолого-педагогического сопровождения, 
соответствие методов проведения и форм организации занятий возрастным и психологическим особенностям обучающихся, создание на уроках ситуаций успеха, система поощрений, личностно-ориентированное обучение, психолого-педагогическое сопровождение адаптационных периодов обучающихся) (2191 — 50%).
 Помимо этого, респонденты указывают на необходимость совершенствования материально-технического оснащения (2075 — 47%), а именно, привлечение внебюджетных средств, оснащение медицинских кабинетов, соответствие учебного оборудования современным требованиям, современная техника, освещение, мебель, организация ремонта здания школы и прилегающей территории.
 Чуть меньше респондентов (2073 — 47%) указывают на важность организации форм работы школы таких как: системы дополнительного образования, культурного досуга, создания спортивных секций, кружков по интересам, внеклассных мероприятий.
 Оставшиеся респонденты (1267 — 29%) указывают на необходимость мер, направленных на охрану здоровья, улучшения качества здоровьесберегающих технологий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, питание, проведение оздоровительных мероприятий.
3. Как, по вашему мнению, должна выглядеть система управления, информационное сопровождение реализации и контроля стратегии по созданию и поддержанию комфортных условий для жизнедеятельности детей в школе?
 Большинство респондентов сошлись на мнении, что система управления должна быть демократичной, «прозрачной», гибкой, направленной на уменьшение «бумажной работы, в духе сотрудничества, при взаимодействии всех служб образовательного процесса и тесной связи с семьей.
4. Какие на Ваш взгляд необходимы ресурсы (финансовые, кадровые, материальные) для поддержания комфортных условий пребывания детей в школе?
 Большинство коллег считают для поддержания комфортных условий пребывания детей в школе одинаково важными и финансовые и материальные и кадровые ресурсы.
 При незначительном доминировании финансовых ресурсов, затем материальных и в последнюю очередь, кадровых.
 Ребятам было предложено раскрасить в два цвета план школьных помещений: желтым цветом – зоны, которые нравятся, в которых комфортно и безопасно, а красным – не благоприятные, которые не нравятся.
 Благоприятные зоны. Обратите внимание, те зоны, которые вошли в первую пятерку благоприятных: столовая, учебные кабинеты, физ. Зал и школьный стадион, школьный двор.
 Наиболее благоприятной зоной в школе, по мнению детей, является столовая(22382, 74,2%).Типичными ответами на вопросы анкеты и причинами выбора именно этой зоны как комфортной являются: питание («вкусно готовят»), уют, комфорт, «безопасность».
 Следующей по значимости зоной являются учебные кабинеты (22110 человек, 73,3%). Здесь выбор школьников связан с современным, новым оборудованием (компьютеры, новые доски, информационные стенды, мебель), уютом, чистотой, ремонтом.
 Физкультурный зал(21425 человек, 71%) и школьный стадион(20624, 68,3%) как зоны комфортности имеют схожие признаки благоприятности: возможность занятия спортом, современное оснащение и спортивный инвентарь ( тренажеры, гантели, мячи), для школьного стадиона это еще и спортивные беговые дорожки, турники, газон, безопасность (отгороженность, удаленность от автомагистралей).
 Другой благоприятной зоной является школьный двор (20424 человек, 67,7%). Причинами выбора школьников являются: внешний вид (много цветов, зеленые насаждения) и безопасность (отгороженность, забор).
 Можно выделить также менее благоприятные зоны, Мы их назвали – нейтральные. Ребята не говорят, что они им не нравятся, среди них: вход в школу (20270 человек, 67%), коридор (18945, 62,8%), актовый зал(17685, 58,6%), раздевалка физкультурного зала(17459, 57,8%).
 Многое нельзя исправить – это строительные и проектные вопросы, но будем обращать внимание на то, что в наших силах изменить.
 Вход в школу. Здесь типичными ответами школьников были – скользкая площадка, узкий дверной проем, для коридора это отсутствие лавочек, интерьер.
 Также к менее благоприятным зонам относится:
актовый зал – температура помещения, малое пространство, раздевалка физкультурного зала – отсутствие или небольшое количество лавочек, вешалок, нет шкафов для вещей.
 И совсем неблагоприятные зоны (с большим отрывом)
 Туалет, стоматологические, медицинские кабинеты, гардероб и лестницы
 Самой неблагоприятной зоной является туалет (13212 человек, 43,8%). Причинами такого выбора для детей являются: отсутствие отдельных кабинок, неприятный запах, грязь в помещениях.
 Согласитесь, что в этой позиции мы можем произвести изменения?
 Стоматологический (11314 человек, 37,5%) и медицинский (9731 человек, 32,2%) кабинеты имеют схожие признаки неблагоприятности, а именно – страх посещения из-за процедур, уколов, страх врачей, устаревшее оборудование. Это больше объясняется психологическими проблемами и боязнью врачей, потому что вопросу оснащения медицинских кабинетов и их лицензированию нами уделяется достаточно большое.
 Следующей по значимости зоной является гардероб (9533 человек, 31,6%). Здесь выбор детей связан с малым пространством помещений («тесно»), отсутствием номерков, зеркал, вешалок.
 Другой зоной неблагоприятности для детей являются лестницы(9392 человека, 31,1%). Причиной данного выбора можно назвать безопасность. Дети указывают на то, что в школе лестницы скользкие («можно упасть, поскользнуться», «сбить с ног»), крутые, со старыми перилами.
 Коллеги, обратите внимание на те вопросы, которые вы как руководители можете исправить.
 И краткие выводы: если педагоги на 1 место ставят психологические компоненты комфортности, то дети – комфорт, безопасность, мат – техн. Оснащенность. Спасибо за внимание!
 
6. «Школа, в которой я хотел бы учиться».
И.Ю.Ганул, директор МОУ СОШ № 34 Краснооктябрьского района.
« Школа в которой я хотел бы учиться».
1.Цели ШНП (школы нового поколения) , направлены на интеллектуальное, физическое, эстетическое, нравственное развитие.
2.Один из важнейших принципов работы ШНП –тесная связь традиций и новаций, смелый , точно выверенный эксперимент на базе многолетнего опыта.
3.Школа нового поколения – «детоцентрическое » учреждение
4.Школа нового поколения - учреждение с уникальным и привлекательным обликом.
5.Школа нового поколения –школа здоровья.
6.Школа нового поколения воспитывает устойчиво нравственного гражданина.
7.Школа нового поколения –учит мыслить.
8.Школа нового поколения - школа информационных технологий,
9. Школа нового поколения воспитывает устойчиво нравственного гражданина.
 У каждого педагога есть определенные представления о школе, в которой они хотели бы работать. Данные тезисы отражают возможности современной школы построенной на основе педагогической системы В.А.Караковского.
1.Цели ШНП (школы нового поколения) , направлены на интеллектуальное, физическое, эстетическое, нравственное развитие.
-обеспечение каждому выпускнику широкую образовательную культуру, дающую возможность легко включиться в дальнейшее непрерывное образование;
- оптимальное развитие интеллектуальных способностей, возможность и желание научить мыслить независимо, критически, альтернативно;
-создание эффективных условий для урочной и внеурочной (вне школы)деятельности, которая обеспечит учащимся процесс воспитания компетентности, уверенности в себе при решении возникающих проблем в различных жизненных ситуациях;
- развитие коммуникативных навыков , умения жить и работать в группе, уважения людей других культур, взаимопонимания как условий мира .
-формирование устойчивых гражданских и духовно-нравственных качеств, чувства ответственности не только за страну, но и за планету;
-научит познанию себя, своих физических и психологических особенностей, чтобы содействовать расцвету собственной личности, достижению вершины развития и продуктивной и счастливой жизни развитой личности.
2. Один из важнейших принципов работы ШНП – тесная связь традиций и новаций, смелый , точно выверенный эксперимент на базе многолетнего опыта. Инновационный процесс – это не разрушение старого, а тонкая работа по устранению отжившего и вплетению нового в оправдавшие себя педагогические традиции.
3. Школа нового поколения – «детоцентрическое » учреждение
Ребёнок – центр педагогической системы, он – «солнце , писал Дьюи, - вокруг которого вращается всё».
Организация эффективной психологической службы – шаг вперёд в решении важнейшей задачи школы «знать ребёнка во всех отношениях ». В ШНП база данных об учащихся – обязательный элемент, без которого немыслима эффективная работа педагога. Эта база содержит сведения о семье, состоянии здоровья, динамике учебной деятельности, его успехах и неудачах, отношении к школе, положении в классе, интересах и их устойчивости, участии во внешкольных мероприятиях и т.д. База данных - основа консилиумов, разработки индивидуальных стратегий образования, коррекционной работы, учебной и профессиональной ориентации.
4. Школа нового поколения - учреждение с уникальным и привлекательным обликом.
Школы должны изменяться не только внутренне, но и внешне, стремясь к лучшим европейским образцам. Архитектура, дизайн кабинетов и других помещений, оборудованные зеркалами и другими предметами первой необходимости туалетные комнаты – все должно служить для создания комфорта на бытовом уровне, так как сейчас общество становится обществом потребления и эта сторона так же важна в школе, как и другие. Серость и безликость вызывают негативные чувства, следовательно снижается мотивация деятельности.. Объединению коллектива способствуют традиции- фестивали, театральные представления, конкурсы, выезды за город, связи со школами –побратимами, посадка дерева каждым выпускником школы.
Но главный момент привлекательности - улыбка учителя.
5. Школа нового поколения – школа здоровья.
В ШНП задачи физического развития и охраны здоровья занимают приоритетное значение. В педагогический коллектив входят специалисты разных профессий – врачи (терапевты, психиатры, психологи и т.д.). Существуют реальные результаты работы медицинской, социальной и психологических служб.
В содержание должны быть включены с первого класса до выпускного обязательные предметы «здоровье», «я познаю себя». В школе есть бассейн, разнообразные спортивные залы, комнаты релаксации. Существует возможность заниматься физкультурой и спортом ежедневно. Охрана здоровья вводится в культ, обеспечивающий плодотворную деятельность участников педагогического процесса.
6. Школа нового поколения – школа успеха.
Основу устойчивого развития личности составляет переживаемое ребёнком чувство успешности.
ШНП в своей деятельности исходит из гуманистического принципа, подтвержденного многочисленными педагогическими исследованиями: все дети способны учиться в школе, если созданы необходимые для этого условия. К ним следует отнести:
- систему коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих по биологическим и социальным причинам трудности в учении (имеется консультационный центр где учителя и терапевты помогают тем, у кого затруднения);
7. Школа нового поколения – учит мыслить.
Зазубривание знаний, преподанных репродуктивным путём – характерная черта многих школ «фабричной» эпохи.
Ориентация преподавания на развития учащихся умений мыслить, рассуждать, искать решения проблем будет характерной чертой школы и радикально изменит учебный процесс.
8. Школа нового поколения - школа информационных технологий, которые сейчас знакомы многим образовательным учреждениям. Расширены области применения компьютеров. ШНП работает на основе сложных интерактивных систем, соединенных с видеосистемой, спутниковой связью, Интернетом. Это позволит не только видеть учителя на экране, но и общаться с ним. Это позволяет усовершенствовать систему индивидуального домашнего обучения.
9. Школа нового поколения воспитывает устойчиво нравственного гражданина.
В ШНП присутствуют элементы:
-увеличения часов по граждановедению и обществознанию, где теория связана с практикой.
-развитие любви к отечеству;
-знание и уважение своего народа;
-развитие позитивной я-концепции;
-преодоление крайнего индивидуализма, развитие чувства сотрудничества;
-воспитание умения трудиться квалифицированно и компетентно.

7. «Школа здоровья – школа комфортная для детей».
О.В. Никонорова, учитель начальных классов МОУ СОШ № 127 Советского района. 
 Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся, является важной задачей для современной общеобразовательной школы. Эта необходимость диктуется ухудшением здоровья учащихся и ростом числа правонарушений среди несовершеннолетних. В настоящее время большое количество детей школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы видится в достижении школьниками комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.
С психологической точки зрения комфорт школьника — психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды с одной стороны и образовательной деятельности школьника, удовлетворения от учебной деятельности с другой.
 Комфортная внутришкольная среда — внутреннее пространство школы, система ее условий, которые способствуют или препятствуют оптимальной включенности обучающихся в образовательную деятельность и их успешной самореализации.
Комфортные условия внешней среды созданные в школе для обучающихся позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. 
В нашей школе на данный момент возникла необходимость подготовки и реализации программы названной нами «Здоровье». В рамках данной программы мы бы хотели, используя комфортные условия внутришкольной среды и творческий потенциал педагогического коллектива реализовать на новом уровне образовательные и воспитательные задачи.
Программа «Здоровье» и ее реализация в образовательном учреждении строится по следующим направлениям:
· создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
· повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
· комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
· воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.
Результативность работы возможна при условии системности, целенаправленности, комплексности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Реализация программы предусматривает три этапа:
I этап – анализ объективной ситуации деятельности школы по сохранению психофизического здоровья детей и взрослых, изучение и обобщение опыта работы по данному направлению, разработка программы и критериев ее эффективности, изменение в структуре управления школой (2009-2010 учебный год.)
На первом этапе реализации программы здоровье реализуется опыт работы школы по данному направлению, а именно:
- работает программа «Академия здоровья» для обучающихся 1-4 классов.
- с 1991 года осуществляется сотрудничество со спортивными организациями с целью создания комфортных условий для оптимального сочетания образовательной деятельности обучающихся и дополнительного образования.
- на базе школы созданы условия для занятий футболом: в 2008-2009 учебном году построены два поля с искусственным покрытием для мини-футбола, оборудованы две душевые комнаты, комнаты отдыха. Для методических занятий создан методический центр.
- разработан проект спортивных сооружений на территории школьного двора.
- МОУ СОШ № 2 уже работает по универсальному режиму, сочетающим учебные занятия с тренировочно - соревновательным циклом. У обучающихся спортсменов проходят ежедневно двухразовые тренировки, организовано трехразовое питание. Доставка обучающихся на тренировки и с тренировок осуществляется школьным автобусом.
- с первых ступеней обучения в школе проводится оздоровительная работа по укреплению здоровья учащихся через специализированные физкультминутки, динамические паузы, витаминизацию.
 - ежемесячно проводятся беседы, целью которых является распространение и популяризация ценностей здорового образа жизни, убежденность в его необходимости и возможности. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом в начале каждого нового учебного года составляется план спортивно-массовых мероприятий.
II этап – основной (2010-1011, 2011-2012 учебные гг.):
- разработка проектно-сметной документации;
- завершение строительства новой столовой;
- завершение крытого спортивного зала;
- строительство спортивных площадок на территории МОУ СОШ № 2 (площадка для начальной школы, баскетбольная площадка, беговая дорожка…).
Выполнение II этапа программы позволит существенно улучшить комфорт внутришкольной среды и повысить мотивацию учащихся на занятия спортом и ведения здорового образа жизни.
III этап – заключительный (2012-2013 учебный год):
- переход работы ОУ в режим школа полного дня для обучающихся - спортсменов олимпийских видов спорта;
- анализ результатов реализации программы и дальнейшая перспектива развития.
Ожидаемые результаты реализации программы
­ Сохранение и укрепление физического здоровья учащихся.
­ Формирование устойчивой мотивации у обучающихся  и учителей к здоровому образу жизни.
­ Повышение уровня психологического комфорта в ученическом и педагогическом коллективе.
­ Снижение нервно-психических отклонений в здоровье учащихся.
­ Установление взаимоотношений сотрудничества, улучшение эмоциональной сферы учебно - воспитательного процесса.
 
8. «Комфортная школа как аспект современной образовательной среды».
Т.Г.Бурова, заместитель директора по учебно-методической работе МОУ гимназии № 8
Красноармейского района. 
Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимые знания, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации.
Создание качественной образовательной среды, основанной, прежде всего на принципах сохранения и укрепления здоровья детей и стимулировании позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, принимается педагогическим коллективом нашей гимназии как приоритетное направление.МОУ Гимназия № 8- это особый мир детства, мир надежд и радости, где наиболее благоприятная почва для творческой личности. Одна из целей работы администрации и педагогического коллектива гимназии состоит в том, чтобы создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности. Гимназия должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития, что предполагает:
· особым образом простроенную территорию, на которой расположены учебно-опытные участки и спортивные площадки, спортивные сооружения,
· наличие развитой инфраструктуры,
· определённый ландшафт с растениями и цветами, положительно влияющими на здоровье детей,
· использование современных экологически чистых материалов.
· все условия для организации полноценной жизнедеятельности учащихся: современную школьную мебель, полностью оснащённый медицинский кабинет, столовую с современным технологическим оборудованием.
·  создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы.
· рациональная организация учебного процесса
· организация физкультурно-оздоровительной работы – полноценная работа с учащимися всех групп здоровья.
· просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
· просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями.
· профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
· мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы
· распространение педагогического опыта через семинары, конференции и издания методических пособий.
· взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую педагогическую среду и это взаимодействие построено на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех субъектов.
Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:
ü С психологической точки зрения комфорт школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
ü С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.
ü Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
 
Достижение комфортных условий обучения и воспитания детей и подростков возможно через решение следующих задач:
· Разработать проектные образовательные программы для разных ступеней школы с целью получения всеми учениками новых базовых знаний и навыков как гарантии всеобщего доступа к образованию, возможность обновления навыков, необходимых для включения в информационное общество. В первую очередь это умение учиться, адаптироваться к переменам, ориентироваться в потоке информации, информационно-телекоммуникационная грамотность, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательство и социальные навыки.
· Создать условия по организации образовательного и учебного пространства, обеспечивающего развитие всех способностей каждого ученика (инклюзивное образование, индивидуальные образовательные маршруты, профильная и профессиональная подготовка). Внедрить систему международного тестирования и регулярного проведения сопоставительных исследований в образовательное пространство Волгограда.
· Осуществить проектирование педагогической среды, основанной на практической реализации современной парадигмы тиражирования знаний средствами перспективных информационно-телекоммуникационных технологий, педагогических технологий коллективного взаимодействия, методологически обоснованных положениями теории конструктивизма и коннективизма.
· Разработать систему оценки полученного образования, критерии оценки качества образования как результата, процесса, системы, призванные коренным образом изменить подходы к признанию результатов образовательной деятельности, включая самооценку участников образовательного процесса.
· Учесть волжский компонент в разработке концепции духовно-нравственного воспитания, основанный на толерантности и осознании мультикультурного характера этноконфессиональной социальной среды Волгограда, что может быть обеспечено системным сотрудничеством образовательных и научных организаций города, известных своими теоретическими и прикладными исследованиями в области религиоведения, педагогики, культурологии.
· Рассмотреть возможность включения образовательно-социальных практик в содержание школьного образования, продолжить становление профессионально-профильной школы.
· Рассмотреть необходимость и механизм реализации в школьном пространстве сопроводительных служб, системы педагогического аудита и аутсорсинга (стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении).
· Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов и потребностей родительской аудитории.
Технологический компонент образовательного пространства
­ Нестандартные формы уроков, которые направлены на создание атмосферы творчества, поддерживают интерес к учению, к процессу познания, обращают ребенка к увлекательной стороне знаний.
­ Внеурочные мероприятия, которые систематизируют и углубляют знания школьников по предмету, учат самостоятельно добывать знания, помогают логически нестандартно мыслить.
­ Кружковая деятельность, которая дает возможность учителю поработать с детьми с более высокий уровень любознательности, наблюдается оригинальность мышления, которые отличаются высокой концентрацией внимания и хорошей памятью. В каждом классе ведутся кружки, по развитию познавательных способностей, развитию речи.
­ В гимназии существует подготовка будущих первоклассников к школе. Основная идея его заключается в том, что ребенок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нем в сотрудничестве с учителем и другими детьми. Причем хотелось бы отметить, что занятия ведут педагоги, которые будут обучать детей в дальнейшем. В одной группе работают разные учителя. Каждый учитель ведет определенный предмет. Это позволяет определить наиболее взаимоприятное взаимодействие учителя и ученика. Ведь если у ребенка будет ощущение того, что его чувства и переживания принимаются, понятны и интересны педагогу, можно говорить о сохранении психического здоровья личности, а для педагога – удовлетворенности, видимом результате в лице счастливых и благодарных воспитанников.
МОУ гимназия №8 имеет большую территорию, с обилием деревьев и кустарников, по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. – все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Здание гимназии каменное, регулярно ремонтируется; имеются водопровод, канализация, центральное отопление, целевое, современное, оборудованное техникой в соответствии с текущими инновационными технологиями, построенное специально под образовательное учреждение, - позволяет поддерживать дисциплину и внутреннюю мобилизацию учеников..
Инфраструктура гимназии:
· Современные аудитории
· Библиотека
· Специализированные кабинеты с оснащенными лабораториями
· 2 компьютерных класса на 16 рабочих мест, отвечающих последнему слову техники, внутренняя компьютерная сеть и подключение к всемирной сети Интернет
· 85 единиц компьютерной техники, 7 интерактивных досок, мультимедийные проекторы, множительная техника, музыкальные МИДИ-клавиатуры
· лингафонный класс
· Мобильный компьютерный класс
· Типография
· Спортивный зал и спортивная площадка
· Транспортная площадка
· Хореографический зал
· Мастерские
· Столовая
· Медицинский кабинет
· Музей истории Красноармейского района
· Телестудия, спутниковая система телевидения, принимающая 45 кабельных каналов .
В гимназии есть медицинский кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием и имеющий лицензию. Диспансеризация и профилактические прививки осуществляются регулярно. Проводятся регулярные беседы о здоровье с детьми и родителями.
При повышенных умственных нагрузках детям необходимо иметь большие возможности для реализации своих естественных двигательных потребностей. Недоучет этого фактора может привести к серьезному нарушению структуры нагрузки и как следствие к перенапряжению учащихся . В гимназии есть спортивный зал, спортивная площадка, оснащенные необходимым оборудованием. Регулярными стали дни здоровья, турпоходы, спортивные праздники и т.п. В системе дополнительного образования работают более десяти спортивных секций. С 2009 года учащиеся гимназии и педагогический коллектив включились в общегородские проекты «Самый здоровый класс» и «Самый здоровый коллектив». Учащиеся и педагоги гимназии принимают участие в городских и областных акциях «Спорт против наркотиков», «Лыжня России» и т.п.
Большое значение в обеспечении комфортного пребывания учащихся в гимназии имеет организация питания. Столовая оснащена плитами, холодильниками, мойками. В рационе основную часть продуктов питания регулярно занимают фрукты, овощи, как в свежем, так и в обработанном виде, молочные продукты, сыры, блюда из яиц, мяса и рыбы различных сортов. Продукты с длительным сроком реализации, содержащие ГМИ-добавки и различные консерванты, красители и усилители вкуса, способные вызывать аллергию и другие нежелательные реакции детского организма в рационе не используются.
Безопасность ребенка в гимназии обеспечивает  круглосуточный режим охраны, пропуск на территорию школы только по предварительной регистрации на пропускном пункте. Организовано ежедневное дежурство администрации и педагогов внутри гимназии. Регулярно проводятся инструктажи, плановые учения по безопасности жизнедеятельности учащихся, педагогического коллектива и технического персонала. Все это дает гарантию полной безопасности учащихся гимназии.
В создании комфортных условий образовательного процесса детей значительную роль играет такой компонент организации учебной среды, как оснащение учебных кабинетов удобной мебелью. Учебный вакуум-процесс сопряжен со значительными нагрузками на ребенка - не только умственными, но и физическими. Большую часть времени дети проводят за школьной партой. Важно уделять особое внимание тому аспекту, что школьная мебель не должна навредить здоровью учащихся.
Использование компьютерной техники наряду с большими возможностями несет немалую опасность для здоровья. Для снижения негативного воздействия в кабинетах грамотно размещены компьютерные столы и стулья. Характеристики освещения в значительной мере влияют на напряжения глаз. Поэтому компьютерные столы расположены так, чтобы свет на экран падал слева, кабинеты хорошо проветриваются. Так же в гимназии есть одна передвижная мультимедийная студия.
Одной из важнейших задач школьной библиотек считается побуждение учащихся овладевать навыками критической оценки. Следующей задачей является использование информации (вне зависимости от вида, формата и носителя) и применение полученных данных на практике, обращая особое внимание на способы коммуникации внутри общества.
 С точки зрения мирового сообщества необходимо обеспечивать доступ к местным, региональным, национальным и международным ресурсам, а также использовать иные возможности, которые сообщают учащимся различные идеи, опыт и мнения. Библиотека гимназии является настоящим информационным центром, который обеспечен компьютерами и Интернетом. Существует отдел обмена литературой и фонетики.
Функциональная нагрузка вестибюля обуславливается его расположением. Здесь располагаются охрана школы, гардеробные, места для переодевания. Вместе с этим здесь оборудуются места для ожидания. Холлы гимназии располагаются на каждом этаже. Они предназначены для отдыха учащихся. Перед уроками вестибюль несет огромную разноплановую нагрузку. Ученики, проходящие через вестибюль, образуют целый поток. Каждый должен иметь возможность сменить обувь, снять верхнюю одежду, привести в порядок прическу и школьную форму. Количество скамей для переодевания школьников обеспечивает необходимые для этого места. Для хранения верхней одежды вестибюль оборудован раздевалками.
 Подводя сегодня промежуточный итог, мы можем сказать, что в гимназии создается среда, обеспечивающая комфортное состояние детей, сохраняющая здоровье, способствующая адекватному поведению, успешной деятельности, поддерживающая положительный эмоциональный фон, формирующая устойчивое переживание удовольствия от пребывания в ней.
 9. «Психологические аспекты комфортного пребывания в школе».
Т.М. Кетова, старший методист Кировского отдела социально-психологического сопровождения образовательного процесса МОУ ЦПК.
Комфортное пребывание детей в школе предполагает в том числе и психологический комфорт. Наши дальнейшие рассуждения основываются на результатах анкетирования педагогов и обучающихся ОУ Кировского района «Школа комфортная для детей» и на опыте работы в различных образовательных учреждениях.
В процессе анализа результатов анкетирования были определены показатели степени комфортности и некомфортности пребывания педагогов и обучающихся в школе.  Показатели, характеризующие степень благоприятности пребывания детей в школе, по большей части связаны с психологическим компонентом образования. Большинство респондентов комфорт в школе связывают прежде всего с чувством успешности, хорошим настроением, желанием учиться и работать (23 показателя из 30). На материальную сторону образовательного процесса указывают только 3 показателя.
Показатели, характеризующие степень неблагоприятности пребывания детей в школе, также связаны с психологическим состоянием участников (15 показателей из 21). И только три показателя указывают на материальную сторону образовательного процесса.
Таким образом, для создания школы, комфортной для детей, в первую очередь необходимо создать благоприятный социально-психологический климат внутри ОУ и в системе образования района в целом. И одна из целей работы ОУ Кировского района звучит как оптимизация системы взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали.
Для достижения данной цели в ОУ Кировского района реализуются направления:
  • Развитие профессионально значимых качеств личности молодых специалистов.
  • Ориентация работы психологической службы района на превентивное направление.
  • В Кировском районе Волгограда из 24 специалистов, работающих в психологических службах школ, только двое совмещают административную и психологическую деятельность. Таким образом оказывается полноценная психологическая помощь всем участникам образовательного процесса.
  • Психолог и педагог взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Особое внимание обращается на организацию ценностно-ориентационного единства участников образовательного процесса.
На наш взгляд, в целях создания комфортных условий пребывания детей в школе можно реализовать следующее:
  • Возможно введение в классах так называемого часа психолога, что позволит педагогу-психологу проводить систематическую профилактическую работу в каждом классе, экономить временной ресурс, не затрачивая его на организационные вопросы.
  • В расписании педагогов имеет смысл предусмотреть время для релаксации, снятии психологического напряжения.
  • Работу по адаптации обучающихся первых и пятых классов начинать до начала учебного года через организацию специальных адаптационных занятий.
10. «Организация комфортных условий для адаптации дошкольников к обучению в школе».
Е.А.Марченко, учитель-логопед МОУ начальной школы-детского сада № 4 Дзержинского района.
М.Ю.Кудряшова, педагог-психолог МОУ начальной школы-детского сада № 4 Дзержинского района.
 Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад № 4 Дзержинского района города Волгограда было создано в сентябре 1993 года.
В нашем учреждении успешно решается проблема адаптации ребенка при переходе от дошкольного детства к школьному. Педагоги младшего школьного звена посещают занятия детей в дошкольных группах, заранее знакомясь с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Большая роль на данном этапе отводится и педагогу-психологу, который помогает преодолеть возможные возникающие трудности при переходе от игровой деятельности к обучению.
Стабильно работающий коллектив, высокопрофессиональные педагоги и специалисты, администрация учреждения направляют усилия на то, чтобы учреждение отвечало всем требованиям, обозначенным в приоритетном национальном проекте «Образование».
Особенно нам хотелось отметить условия, созданные на этапе школьного обучения. Школа-сад № 4 была включена в программу по компьютеризации образовательных учреждений. В результате в школе есть мобильный компьютерный класс, позволяющий использовать новейшие технологии в образовательном процессе.
В младшем школьном звене образовательный процесс построен так, что дети, находясь в учреждении целый день, пребывают в комфортных условиях. Каждый класс имеет свои игровые комнаты, в которых находятся дети на переменах и во второй половине дня. Для младших школьников организовано двух разовое горячее питание. Работа в группе продленного дня осуществляется воспитателем, что благотворно сказывается на психологическом климате детского коллектива (смена педагога, смена видов деятельности).
В школе-саду ведётся работа по физкультурно-спортивному и художественно-эстетическому направлениям.
Активно ведется работа с родителями: совместная проектная деятельность, заседания родительского клуба, тренинги, мастер - классы, семейные праздники.
Все это способствует гармоничному развитию ребенка и, в свою очередь, повышает качество образования.
Создавая школу – сад комфортную для пребывания ребенка
с 2-х до 11 лет, мы заботимся о том, чтобы на лицах НАШИХ детей всегда была улыбка.
 
11. «Роль администрации школы в создании комфортных условий пребывания детей в образовательном учреждении».
О.А.Северина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 3
Тракторозаводского района .
 В соответствии с новой национальной стратегией «Наша новая школа» в школе должны быть созданы условия для комфортного обучения и воспитания школьников. Ведущая роль в этом, несомненно, отведена администрации школы. «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом».
 Проблема формирования комфортных условий обучения и воспитания школьников может быть решена при наличии следующих факторов:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям обучения в школе;
- организации контроля над обеспечением безопасности в школе;
- оснащение современным оборудованием кабинетов, библиотеки, столовой, спортивного зала и т.д.
- эстетическое оформление школы;
- внедрение личностно-ориентированных и здоровьесберегающих педагогических технологий;
- создание толерантной образовательной среды;
- развитие системы дополнительного образования, отвечающей индивидуальным потребностям и интересам обучающихся, направленной на формирование мотивации к познанию и творчеству;
- создание воспитательной системы школы, направленной на формирование самодостаточной личности, обладающей ключевыми социальными компетенциями, стремящейся к комфортному сосуществованию в обществе и способной создавать комфортные условия для окружающих;
- формирование педагогических кадров, обладающих профессионально, правовой, информационной и коммуникативной компетенциями, осуществляющих свою педагогическую деятельность на основе принципов личностного подхода, реальности, гуманности, демократичности, научности, природосообразности, эффективности социального взаимодействия;
- создание действенной службы социально-педагогической и психологической помощи школьникам;
- взаимодействие с родительской общественностью, участие родителей в создании образовательной программы школы, решении проблем, связанных с обучением и воспитанием;
- система мониторинга и диагностики, направленная на выявления индивидуальных образовательных запросов, выявление негативных факторов, влияющих на состояние комфортности, предупреждение и профилактика утомляемости, гиподинамии, конфликтности.
 12. «Привлечение родителей для создания комфортных условий в образовательном учреждении».
Е.А. Шакунова, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 105 Ворошиловского района.
Среди субъектов образовательного пространства родители занимают существенное место, но в реальной практике они менее всего задействованы в решении образовательно-воспитательных проблем своих детей. Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле создания комфортных условий, школа должна провести большую серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного процесса
 
Ведущая идея: с целью создания комфортных условий в школе на основе традиционных и нетрадиционных форм и методов работы с родителями, организовать более гуманное демократическое воспитание и обучение детей в семье, при котором педагоги и родители, руководствуясь принципами единого подхода в воспитании и обучении детей, постоянно должны обмениваться опытом, внедряя в практику наиболее ценные, передовые приемы воздействия на детей.
 Концепция воспитания: повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышения практических умений родителей в воспитании детей
 Технология: использование нетрадиционных высокоэффективных методов и приемов работы с родителями.
1. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы
2. Организация взаимодействия семьи и школы
3. Формы и методы работы с родителями по созданию комфортных условий:
 - психологического климата
 - здоровьесберегающих условий
 - проведение досуга
  Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы с родителями себя оправдывает. Массовая школа при равнодушии родителей не способна создать комфортные условия для обучающихся. Для достижения целей качественного образования и воспитания школа просто обязана поделить ответственность и помножить усилия с семьей. Неправда, что родители при разумном педагогическом подходе не захотят быть нужными своим детям – просто ломать сложившиеся представления придется долго, настойчиво и убежденно.
 
  1. «Политика сотрудничества и сотворчества как основной компонент комфортности развития обучающихся». М.Ф.Шлычкова, учитель математики МОУ гимназии №3 Центрального района.
Выступление.
1. Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника
2. Сотрудничество – это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.
 3. Сотворчеству, как одному из видов взаимодействия, требуется не логический анализ, а совместное преобразование действительности. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, которые активизируют творческую производительность - именно это и называется креативностью.
 Наша школа старая, со своей историей и традициями. Нам уже больше 90 лет. Администрация сейчас проводит …….. Но до четвертого этажа еще не добрались. А уюта очень хотелось. Вот и появилась идея преобразования. Организовалась творческая группа. Прикинули, что мы сможем сделать? В кабинете биологии нашлись ненужное гардинное полотно – сделаем драпировку! У девчонок дома полно всякой декоративной всячины – можно сделать панно! Рейки и мешковина стоят недорого.
Как то сами собой сформировались рабочие группы. Закипела работа: закупка материалов; конструирование рамок; создание композиций; драпировка окон; создание презентации.
Охотно оставались после уроков. В постоянный состав участников проекта время от времени вливались новые люди из других классов. Процесс захватывал и увлекал. Возникали проблемы, неувязки - дети тут же активно реагировали, предлагали возможные способы решения проблемных ситуаций. И это были их решения, их инициатива, их творчество. Кончился клей - тут же нашлись добровольцы: сбегали – купили.
 Запланировали развесить все в субботу 5 сентября как подарок гимназии ко Дню Города. Договорились с завхозом, что возьмем школьную дрель. На всякий случай Кристина предложила привезти свою дрель из дома. Собрались пораньше до уроков: оказалось ….., а Кристина опоздала на первый урок, поэтому забыла о дрели. Сидим у разбитого корыта – праздника не получилось. А Олег: «Давайте я сбегаю в музыкальную школу, я там учился – мне дадут!» Сбегал, принес дрель и работа закипела вновь. На одном из окон не оказалось карниза – Алеша Гришко тут же предложил: «Давайте я повешу». И взял управление строительными делами в свои руки: оказалось – мастер. Я пыталась по привычке показать как надо, он мне корректно, но твердо объяснил, что лучше меня знает, как делать.
  То один, то другой, в зависимости от своей компетентности, брал руководство процессом в свои руки, принимал решения, а ко мне обращались лишь за одобрением и поддержкой. Благодаря такой реакции детей проект был закончен в назначенный день и седьмого сентября его результаты были презентованы.
Нашему проекту мы дали творческое название: «Почувствуй нашу любовь». Это был наш подарок гимназии ко Дню Города. 
 Неожиданными оказались последствия. На родительских собраниях я всегда говорю о достижениях наших детей и они презентуют результаты своего труда. Вот и в этот раз мы показали свой подарок. Я проанализировала степень участия каждого ребенка и в ответ получила предложение – изменить облик нашего кабинета. Родители отметили неказистость внутренней отделки, некомфортность рассохшихся оконных рам. Работа дорогостоящая – самим не потянуть. Месяц ушел на поиски спонсора. Месяц на работу. И теперь наш кабинет самый теплый, светлый и красивый на этаже.
Успех зависит от атмосферы, которая царит в школе, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.
 

cpk,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru