О духовно-нравственном воспитании в начальной школе.

 Методические рекомендации по проведению родительских собраний 

образовательных учреждений городского округа Тольятти
по вопросам информирования родителей об особенностях курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 – 2013 учебном году

 Работа по данному вопросу может быть организована в каждом отдельном 3-4-ом классе, а в случае наличия параллели классов в школе – вынесена на общешкольный уровень.
 На родительских собраниях рекомендуем представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса, его структуре и вариативности выбора содержания.

1. Директор образовательного учреждения:
1. Поручение Президента РФ от 02.08.2009 № Пр-2009 (приложение 1).
2. Приказ МО РФ от 31.12.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;
3. Приказ МО РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»
4. Письмо МО РФ от 09.02.2012 № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» (www.rcentr.tgl.ru/).
5. Письмо министерства образования и науки Самарской области от 15.02.2012 г. № МО-16-03/119-ТУ «О введении с 2012/2013 учебного года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (www.rcentr.tgl.ru/).
Данные документы необходимо использовать как правовую основу для разъяснения родителям учащихся:
- значимости курса ОРКСЭ;
- модернизационного характера курса;
- возможностей его влияния на проблемы нравственного состояния общества в целом;
- воспитательного потенциала курса;
- возможностей данного курса как нового механизма взаимодействия семьи – обучающегося – школы.

2. Заместитель директора по УВР:
Представляет развернутую характеристику содержания курса и методики его преподавания (приложение № 2).
 Особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:
- культурологическому характеру курса;
- безотметочной методике преподавания;
- пересечение всех 6-ти модулей по целям, задачам, темам;
- организация обучения всего класса по отдельным темам разных модулей.
После достижения полного и адекватного понимания родителями обучающихся целей, задач и схемы организации обучения рекомендуется перейти к подтверждению выбора одного из 6-ти модулей курса.
Необходимо учесть:
1. Достоверность выбора родителями того или иного модуля необходимо зафиксировать в заранее приготовленных формах заявлений, в которых будут представлены все возможные варианты выбора, а выбор конкретного модуля заверен подписью родителей с указанием даты.
2. ОУ должно обеспечить последующую сохранность заявлений.

При организации данной работы рекомендуется использовать информационно-методические материалы, размещенные на сайте www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx, а также обращаться в Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (Центр духовно-нравственного образования, руководитель – Бельчикова Е.П., тел. 951 66 75).

Приложение 1

Приложение 2

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Примерная программа и структура.
Аннотация

Общие положения

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель и задачи комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.  

Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

 

Презентация ОРКСЭ см. в разделе файлы. 


operator12,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru