История школы

Школьная дорога - длиною в жизнь Школьные годы чудесные – напишет поэт в своих стихах. Школьные годы веселые и интересные – скажет первоклассник, после первого урока; любимые и неповторимые – скажет выпускник на линейке Последнего звонка. А какими были годы жизни в школе №21 Ворошиловского района города Волгограда? Первого сентября 1935 года для учащихся города Сталинграда распахнула свои двери новая школа. Она размещалась в 4-этажном каменном здании, которое было расположено на месте дома по улице Липецкая, 6. В распоряжении учащихся был просторный актовый зал, много кабинетов, спортивный зал. Первый директор Татарко Николай Алексеевич (рис.1) запомнился ребятам, как умный и грамотный учитель, внимательный и чуткий человек. Выпускники тех лет с большой любовью и теплотой вспоминали и преподавателя истории Плетневу Наталью Константиновну1. Она интересно преподавала свой предмет, была требовательна, справедлива и добра к учащимся. В этот же день в школу пришла учиться Землянская Тая (рис. 2). Каждое утро она с большой радостью садилась за новые парты в светлых просторных кабинетах, занималась физкультурой в большом спортивном зале. В 1939 году в ее жизни произошли значимые события. Она вступила в ряды комсомола и ей торжественно вручили комсомольский билет в Ворошиловском райкоме. В этом же году она закончила школу и поступила на курсы старшей пионервожатой. Закончив с отличием курсы , Тая с замиранием сердца переступила порог школы в качестве ее работника. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая изменила судьбы многих учеников и учителей школы № 21. Осенью 1941 года Землянская Тая ушла на фронт в батальон аэродромного обслуживания. В марте 1942 года вернулась в Сталинград и продолжала учебу Сталинградском пединституте. В августе 1942 года была направлена в 99 гаубичный артполк резерва главного командования с присвоением звания сержанта медицинской службы. В качестве санинструктора полка участвовала в боях за Сталинград. После контузии воевала в 48-м гвардейском минометном полку в звании старшего сержанта медслужбы. Участвовала в освобождении Бессарабии, Бухареста, Белграда. В 1944 году была мобилизована. Награждена медалью «За боевые заслуги» . После войны Землянская Т.А. (Бех) жила на Полтавщине и работала учителем русского языка и литературы. Во время войны здание школы было полностью уничтожено. Восстановлено на новом месте в 1948-1949 годах на улице Липецкая 2. Когда шло строительство, ученики занимались во вторую смену в других школах района, а утром вместе с преподавателями помогали строителям устранять недоделки. Первым директором послевоенной школы был Борис Алексеевич Татарко (рис.3). Ему удалось в короткий срок сплотить учительский и детский коллектив. Они часто выезжали за город, устраивали турниры, конкурсы между классами. По-ударному трудились на субботниках. Активными участниками учительского коллектива была Пяткина Нелли Александровна, она работала в школе с 1948 по 1965 год. В 1958 году под ее руководством был организован турпоход, а в 1969 году – турпоездка (Рига-Харьков-Брест). Новикова Мария Ивановна, участница Великой Отечественной войны, учитель немецкого языка, пользовалась заслуженным уважением ребят всех ступеней обучения. Ребята под ее руководством принимали участие в районном конкурсе строя и песни и заняли первое место. Мария Филипповна Задонцева училась в школе № 21 до войны. Она закончила 7 классов и пошла учиться в педучилище. Работать в школе как учитель стала с 1946 года, сначала в школе № 15, а потом в школе № 21. До 1955 года школа была семилетней, потом стала средней общеобразовательной. В 1958 году состоялся первый выпуск учащихся послевоенного Сталинграда. 25 лет в школе проработала Мария Агеевна Казанцева. Она занималась спортивной работой. Мария Агеевна была организатором турпоходов, танцевального кружка. Выступление этого кружка пользовалось большим успехом среди школ района. Кружок был награжден путевкой в Севастополь. Каждый год проходил День здоровья. Вся школа в этот день выезжала на природу. В 1954 году руководство школы принял Новичков Ю. П., а завучем была Мишакина В. Т. Директор был молод, но имел большой опыт работы с людьми, так как до этого назначения работал секретарем обкома комсомола. Его работа отличалась деловитостью, хорошим знанием дела. Много сил и старания приложил педколлектив под руководством Ю. П. Новичкова по наведению порядка в школе. В 1958 году директором школы стал Покровский Д. Н. Под его руководством была создана школьная столярная мастерская, которая существовала на собственном финансовом балансе. Заведующим мастерской был Казанцев Николай Андреевич. Учащиеся работали на уроках труда и во внеурочное время, имели трудовые книжки, где мастерами отмечались рабочие часы и начислялась зарплата, часть заработанных денег выдавались на руки ученикам, часть отчислялась на спецсчет в РайОНО. Учащимся присваивались квалифицированные разряды. Средства спецсчета позволяли школе организовывать туристические поездки и посещать фестивали 21-х школ городов-героев и столиц союзных республик. Ученики делали мебель для детских садов и яслей (раскладушки, столики, стульчики, вешалки). Ребята обучались профессиям столяра-станочника. Лучшие бригады награждались путевками. Своими трудовыми делами школа славилась на весь город и даже область. При школе действовал кружок рукоделия и кружок изобразительного искусства. Организация трудового обучения и воспитания в школе двадцать один тщательно изучалась и внедрялась в практику работы других школ района, города, области. Мишакина Вера Тимофеевна проработала в школе двадцать лет, восемь лет – завучем школы с 1954 по 1962, с 1962 по 1970 год – директором и по 1974 год – организатором внеклассной воспитательной работы. Семенова Галина Андреевна работала в школе с 1956 года, с 1960 года – библиотекарем школы. Галина Андреевна проводила большую эстетическую работу – конференции, классные часы. В последующие годы работала преподавателем физики, домоводства. Она приложила много усилий для создания лучшего в районе кабинета домоводства. Проработала в школе 25 лет. С 1965 года по инициативе директора школы № 21 города Москвы Железнова Вадима Алексеевича ежегодно проводился фестиваль Дружбы 21-х школ городов-героев и столиц союзных республик. Делегации нашей школы побывали в городах: Москве, Риге, Ленинграде, в Вильнюсе, Алма-Ате, Ульяновске, Кишиневе, Минске. Дважды фестиваль принимала наша школа – в 1983 и 1999 годах. Фестиваль объединял детей, делал их добрыми, дружными, раскрывал творческие способности ребят, прививал любовь и чувство гордости за свой город, свою страну. Руководили делегацией - директор школы Ромасов Василий Васильевич, учитель музыки и зам. директора Иванова Татьяна Владимировна. В школе побывало много интересных людей. Неоднократно гостем нашей школы был Сахаров К.М. – делегат исторического III съезда РКСМ, на котором выступал В.И.Ленин. Генерал Кузнецов И.К. – защитник Сталинграда. Побединская Л.В. – участница Сталинградской битвы. Фортус М.А. – участница трех войн – первая женщина-майор. Муж ее испанец секретарь ЦК компартии Каталонии, погиб в Великую Отечественную войну. Она усыновила, вырастила и воспитала двух сирот войны. Цветкова Н.Т. – участница Минского подполья, узница Освенцима, пробыла в лагере 900 дней. В школе уделялось большое внимание атеистическому воспитанию. Работа была строго спланирована и проводилась по разделам: работа с учителями и работниками школы, работа с учащимися и их родителями. Ответственной за атеистическую работу была Мишакина В.Т. С учителями проводились семинары в РК КПСС и в школе с приглашением лекторов общества «Знание», ВУЗов и подготовленных преподавателей школы. Уполномоченный райисполкома Волгограда по делам церкви и религии Прудникович К.М. был частым гостем нашей школы. Близкое соседство церкви и школы постоянно напоминало нам о необходимости проводить систематическую работу. В школе учились дети всех священников. Много разъяснялось учителям и работникам школы о проведении с ними воспитательной работы, не оскорбляя чувства их религиозных родителей. Все учителя на уроках, там, где необходимо, старались объяснить религиозные толкования тех или иных явлений природы и жизни, научно, материалистически. Учителями готовились вечера на атеистические темы. В начале восьмидесятых годов микрорайон, где расположена школа, стал застраиваться новыми многоэтажными зданиями, и по решению горсовета началось строительство нового здания на 1176 мест. 1 сентября 1980 года школа двадцать один третий раз справила свое новоселье (рис. 4). На торжественной линейке, посвященной открытию нового учебного года, присутствовало много гостей (рис.5). Строители передали символический ключ новым хозяевам школы: пионерам и комсомольцам во главе с директором школы Ромасовым Василием Васильевичем. Большое и светлое трехэтажное здание, состояло из трех корпусов, сорока классных комнат, удобных и хорошо оборудованных. В одной из рекреаций занимались младшие школьники. Во втором и третьем корпусах - ученики среднего и старшего возраста. В школе функционировали большой актовый зал, столовая, огромная спортивная площадка и спортивный зал. В школьной библиотеке можно было найти любую книгу. В ней хранились 27876 книг, из них 11035 – учебников, 15841 – художественная литература. Руководила библиотекой со дня открытия школы Мельникова Валентина Тимофеевна. В 1980 году в школе обучались 1170 учеников в 32 классах, из них 11 начальных (с 1 по 3 класс) и 21 (с 4 по 10 класс), работали 14 групп продленного дня. В классах училось по 35-40 учеников, в одну смену, поэтому на переменах стоял шум веселого, звонкого смеха малышей, неторопливый разговор степенных старшеклассников. Уроки начинались в 8.30 с утренней зарядки, которая проходила на площади перед зданием школы. Ученики всех классов выстраивались в стройные шеренги и выполняли гимнастические упражнения под музыку. В 9.00 начинались занятия в школе, которые длились 45 минут. На лестнице дежурили ученики с красными повязками, они следили за опаздывающими в школу учениками и внешним видом. Учащиеся должны были носить школьную форму, пионерские галстуки и комсомольские значки. По понедельникам в 8.30 проводились политинформации о событиях в мире и стране. Ребята на доску вешали карту и отмечали значками горячие точки планеты новые объекты построенных заводов, фабрик, железнодорожных станций. Сообщения готовили из «Комсомольской правды» и «Пионерской правды». Каждый ученик должен был ежегодно подписываться на эти издания, читать их, чтобы подготовить материал для комсомольского собрания, пионерского сбора, политинформации или диспута в классе. Особенно было важно знать передовицу-первую страницу газеты, где печатали важные постановления правительства и доклады руководителей партии. Когда в стране проходили съезды КПСС, все старшеклассники на уроках истории должны были конспектировать в тетрадь материалы 23, 24 ,25 съездов партии и выступления на них Генерального секретаря КПСС Л.И. Брежнева. Важное значение, для идеологического воспитания школьников, было обязательное изучения трудов первого лица государства «Малая земля», «Возрождение» и «Целина», по которым писали сочинения и лучшие отправляли на районный и городской конкурс. В 14 лет ученики 7 классов могли подавать заявление в комитет ВЛКСМ, который состоял из лучших учеников школы, с просьбой принять их в комсомол. Кандидату необходимо было хорошо учиться, читать партийные и комсомольские газеты «Правда», «Известия», «Комсомолка», «Молодой ленинец», знать историю возникновения комсомола, интересоваться политическими событиями в мире и стране, пересказывать наизусть статьи Устава ВЛКСМ5. Нравственное и идеологическое воспитание было важной основой для формирования человека социалистического государства. Торжественно проводились в школе приемы в пионеры в день рождения В.И. Ленина. Ребята читали клятву Юного пионера « Я пионер Советского Союза торжественно клянусь : горячо любить свою Родину , жить , учиться и работать как завещал Великий Ленин, как учит Коммунистическая партия…», учили наизусть «Заповеди пионера». Пионеры готовили торжественные пионерские сборы, посвященные Великой Октябрьской революции - 7 ноября , Дню комсомола- 28 октября , Дню Космонавтики –12 апреля, Дню Международной солидарности трудящихся - 1 мая, Дню Победы- 9 мая. На праздниках ребята читали стихи, пели песни, приглашали передовиков производства, рабочих фабрик и заводов, членов райкома комсомола и партии. Свои успехи ученики помещали в школьные пионерские уголки, которые носили имена пионеров героев: Вали Котика, Марата Казея , Зины Портновой, Вити Цыганкова, Лени Голикова и др. Один раз в неделю подводили итоги в «Экране соревнований» по успеваемости, по общественной активности. Пионерские вожатые Галя Киселева, Минаева Лена, Серенко Лена, Роньшина Оля помогали ребятам проводить заседания совета дружины, смотры «Песни и Строя», собирать макулатуру и металлолом (рис.6) . Юные цветоводы следили за озеленением школы и класса. Регулярно проводились смотры кабинетов, школьной мебели. В 1980 годы широко было развернуто социалистическое соревнование на предприятиях страны, не отставали и школьники. Летом сформировались трудовые отряды из учеников 9 и 10 классов для работы на полях подшефного колхоза. Вместе с учителями Варченко Лидией Сергеевной ,Рыковой Еленой Романовной, Бондаренко Алексеем Ярославовичем, Скобельдиной Любовью Алексеевной, Бородиной Мариной Юрьевной и завучем-организатором Дьячковой Раисой Никитичной, школьники ездили полоть грядки с луком , убирать огурцы . Те ребята, которые побеждали в соревнованиях по прополке сорняка могли попасть на поле, где собирали клубнику. Вечером устраивали дискотеки , пели песни у костра. Ребята из начальной школы в июне посещали школьный пионерский лагерь. Вожатые, девочки 8-10 классов, проводили праздники, готовили походы . Ребята с учителями с удовольствием работали в школьном саду во время летней практики , чтобы школьный двор во все времена была чистым и ухоженным. 6 мая 1985 года начал работу музей Боевой славы воинов 28-ой армии. Поисковую работу по сбору материалов с 1980-1985 года организовала учитель истории Сорокина Нина Ивановна. При ее огромной работе удалось создать один из лучших музеев района. С 1985 года музеем стала руководить Рыкова Елена Романовна (рис.7). Проводились Уроки мужества, слеты экспедиционных отрядов, конкурсы экскурсоводов, лекторских групп. Ветераны войны всегда были частыми гостями в школе №21 (рис. 8). Они рассказывали о своем боевом пути, организовали для учащихся однодневные походы по местам боев воинов Сталинградской битвы. Большой познавательный интерес имели автобусные экскурсии с ветеранами войны городского клуба «Защитники Сталинграда» в село Орловка Городищенского р-на. Учащиеся посетили местный краеведческий и школьный музей Боевой славы, возложили венки на мемориале Славы. В девяностые и двухтысячные годы в школе работал слаженный коллектив учителей, которые сохраняли школьные традиции. Интересно проходили в школе спортивные соревнования «А ну-ка, парни», «Вперед, амазонки». Школьный музей «Боевой славы» 28 армии в 1996 году стал лауреатом всероссийского смотра музеев и неоднократным дипломантом районных и городских смотров (рук. Мачульская Р.К). В школе была создана детская организация «Надежда», которая объединяла ребят 5-8 классов. Они шефствовали над учащимися начальной школы, те имели свою организацию «Родничок», организовали досуг младших школьников, проводили беседы, литературные викторины, подвижные игры на переменах и в группах продленного дня. В День учителя традиционно проводились День самоуправления. Это своеобразная ролевая общешкольная игра: учителями становились школьники из 10-11 кл., они составляли расписание и проводили уроки у остальных учащихся, а у учителей дети вели «классные часы» , тестирование, игры. Торжественно проходили концерты для учителей, подготовленные силами учащихся. В школу приглашались родители и ветераны, учителя-пенсионеры. 80 лет – это много или мало для школы? На этот вопрос нельзя ответить однозначно – это целая жизнь, эпоха становления и развития человека, школьного коллектива, жителей района и города, всей страны.
Источники и литература.
1. Фонды школьного музея. Альбом 2. Воспоминания Землянской (Бех)Таисии Алексеевны, /Текст/, (неопубликованный). 3. Фонды школьного музея. Альбом 4. Воспоминания Рыковой Елены Романовны, /Текст/, (неопубликованный) 5. Воспоминания Рыковой Елены Романовны, /Текст/, (неопубликованный). 6. Воспоминания Дьячковой Раисы Никитичны, /Текст/, (неопубликованный). 7. Фонды школьного музея. Анализ работы музея за 1999-2010 гг. /Текст/, ( неопубликованный).
Лариса,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru