ВТК

Шевченко: будущим педагогам нужны межпредметные олимпиады

16 ноября 2010

 

По итогам нового рейтинга вузов, сделанного по заказу Общественной палаты РФ, педагогические университеты не слишком популярны среди победителей и призеров олимпиад. Стоит ли беспокоиться по этому поводу – в интервью РИА Новости рассуждает проректор по образовательной политике Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) Валерий Шевченко.

- Валерий Яковлевич, в новом рейтинге вузов РГППУ попал в число "наименее привлекательных" для победителей олимпиад: его выбрали всего двое. На ваш взгляд, что важно для таких абитуриентов?

- Здесь нет линейных корреляций. Выбор не зависит от качества обучения в вузе – это лишь один из показателей. Проблема в том, что на федеральном уровне олимпиады проводятся по отдельным предметам. А для некоторых вузов, и для РГППУ в частности, более интересны межпредметные олимпиады, но они не дают льгот при поступлении. Так, на областном уровне у нас уже в течение ряда лет проходит фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала" для старшеклассников и ребят из учреждений НПО (мы разрабатываем задания для его конкурсов). Дети защищают социальные, технологические проекты: творческое проявление здесь более системное.

Олимпиады надо устраивать не просто "по вертикали" – федеральные, региональные... Олимпиадное движение должно поддерживаться в каждом конкретном вузе. РГППУ проводит и свои олимпиады – к примеру, межвузовскую по профессиональной педагогике.

Рейтинги должны быть многомерными – одного показателя мало. А качество обучения во многом зависит от контактов с внешней средой: федеральный конкурс, который РГППУ выиграл в партнерстве с одним уральским заводом (выполняя его заказ на инженерные разработки) стал для нас толчком к изучению зарубежного и отечественного современного опыта.

- При этом, судя по рейтингу на основе среднего балла ЕГЭ, где РГППУ занял 5-е место среди вузов педагогического профиля, к вам поступают сильные абитуриенты. Какие специальности популярны? С чем это связано?

 

- Мы не "заманиваем" привлекательностью специальности, а показываем возможности образования, которое дает наш вуз. Выпускник профессионально-педагогического университета может не только работать по своей профессии, но и обучать ей. Большинство выбирает гуманитарный профиль, а вот на направления машиностроения, электроэнергетики спроса почти нет. Зато среди заочников ситуация обратная: они более прагматичны и видят перспективность профессий для работы на производстве.

К сожалению, многие думают, будто достаточно получить диплом – а потом можно заниматься чем угодно. Один абитуриент подавал документы к нам на металлурга, а потом ушел в медакадемию учиться на хирурга. Ясно, что он не представляет себе степень своей готовности ни к тому, ни к другому.

По данным ЕГЭ-рейтинга у первокурсников многих вузов слабая подготовка – но проблема не в этом. Часто дети просто не готовы к университетскому процессу обучения – он требует большей самостоятельности, а школа её не формирует. Много говорится о новых стандартах, президентской инициативе "Наша новая школа" - но все на декларативном уровне. Нет проработанных технологий, которые помогали бы самоопределению школьников. Школа очень робко, консервативно идет на то, чтобы доверить выбор содержания образования самому ученику.

- Может ли вуз здесь как-то помочь? Как должна вестись работа со школьниками?

- На региональном уровне надо создавать сообщества и высшего, и общего образования – и интегрировать эти системы. Вот уже 4 года мы пытаемся развивать инновационные инфраструктуры школ, на 70 площадках. Педагоги обозначают свои проблемы, идет научная экспертиза методов их решения, затем на большой конференции подводятся итоги: к примеру, как организовать учебный процесс для развития творческого начала в человеке. Для этого у школы должны быть такие лаборатории, где ребенок сможет реализовать какой-то проект, перевести знания в практику.

Почти каждый институт нашего университета имеет ряд своих профильных классов в школах, мы читаем также лекции для учащихся НПО и СПО. Иногда даже предоставляем наши лаборатории учащимся колледжей.

Надо пытаться менять само общественное сознание: мы для этого проводим встречи в школах и на производстве с родителями – многих это заставляет задуматься, стоит ли их ребенку получать высшее образование по принципу "нужен любой диплом".

- А можно ли сейчас кого-то "заманить" профессией школьного педагога? Как привлекать в нее лучших выпускников?

- На практике часто учителей русского языка и литературы, географов с удовольствием берут на работу в сфере гостиничного хозяйства, турбизнеса. А в систему образования среди наших выпускников последние три года идет не более 24-28%. Желаемая стартовая зарплата по опросам - от 25 до 35 тысяч, но школы могут предложить максимум 12 тысяч. Подъемные, "автомобили сельским педагогам" – не помогут, все понимают: это разовые "поощрения". Нужны долгосрочные социальные гарантии.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

РИА Новости

http://rian.ru/edu_analysis/20101116/296932648.html


0
Администратор, Ответить Цитата

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.
Волгоградский колледж управления и новых технологий
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации www.minobrnauki.gov.ru МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ www.edu.gov.ru Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru Профсоюз работников народного образования и науки eseur.ru