Волгоградский социально-педагогический колледж

ИКТ

Анализ работы МОУ гимназии №9 – опорной школы по внедрению ИКТ образовательный процесс
в 2009-2010 учебном году.
 
 Концепция модернизации образования, проект “Информатизация системы образования” и технический прогресс ставят перед образованием задачу формирования ИКТ-компетентной личности, способной применять знания и умения в практической жизни для успешной социализации в современном мире.
 Создание единой информационной образовательной среды необходимо для обеспечения согласованного доступа к информации и эффективной работы с ней всеми участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учениками, родителями).
 
Реализуемая в нашей гимназии программа в сфере образовательных, информационных технологий направлена на формирование новых  личностных качеств обучающихся, отвечающих новым требованиям современной жизни. Интернет - технологии рассматриваются как информационный ресурс, как средство коммуникации, получения личностно мотивированной информации, самовыражения. Все это требует переосмысления существующих форм и методов обучения и воспитания учащихся.
Методическая тема, над которой работал коллектив гимназии в 2009-2010 учебном году, - «Реализация потенциала ИКТ в условиях гуманитарного образования как средства формирования у обучающихся потребности непрерывного самообразования»
В комплексном плане была определена цель работы: реализовать потенциал ИКТ в условиях гуманитарного образования как средства формирования у обучающихся потребности непрерывного самообразования.
Задачами работы по информатизации являются:
1. Совершенствование содержания и технологий образовательного процесса за счет внедрения ИКТ.
2. Создание условий для повышения эффективности информационного взаимодействия участников образовательного процесса.
3. Обеспечение управления качеством образования на основе информационных технологий.
С 2008 года гимназия является опорной школой по использованию информационных технологий в гуманитарном образовании, (Приказ комитета по образованию администрации Кировского района Волгограда №406/1 от 08.10.2008).
 
Для внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование нами предпринимаются шаги по основным направлениям:
1. ИКТ в учебной деятельности;
2. ИКТ во внеклассной работе;
3. Разработки собственных электронных образовательных ресурсов;
4. Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
5. Обмен опытом с учителями района, города и области;
6. ИКТ в управлении образовательным процессом гимназии;
7. Совершенствование материально-технической базы.
8. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
·  Гимназисты принимают участие в различных конкурсах.
Во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ – компьютеры, информация, технологии» приняли участие 80 человек:
· Нуждова Анастасия, 10 А – 1 место в районе
· Палтусова Кристина, 10 А - 1 место в районе
· Болдырев Сергей, 11 - 1 место в районе
 
Нуждова Анастасия, 10 А и Палтусова Кристина, 10 А стали участниками Международного образовательного проекта «Home. Свидание с планетой» (сентябрь 2009 – февраль 2010)
 
В районном конкурсе видеороликов «Один день из школьной жизни»
Катасонов Алексей (10 Б) занял 2 место в номинации «Документальный видеоролик».
 Нуждова Анастасия (10 А) и  Палтусова Кристина (10 А) заняли 3 место в районном конкурсе буклетов «Права и обязанности».
 
· Во Всероссийских дистанционных олимпиадах Центра дистанционного образования «Эйдос» в прошедшем учебном году приняли участие 30 обучающихся гимназии: по математике, журналистике и английскому языку. Вербицкий Юрий стал призёром олимпиад по журналистике и математике, Седова Дарья и Андриянова Яна – лауреатами олимпиады по английскому языку. Зам. директора по ИКТ Сергеева Т.И. выступала локальным координатором дистанционных олимпиад центра «Эйдос».
· Обучающиеся 5а, 7б и 8а классов приняли участие в международном Интернет проекте «Люди – людям», включающий в себя переписку по электронной почте с классами из США и Исландии, а также обмен электронными проектами.
· Информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, в преподавание различных предметов.
В прошедшем учебном году активизировалась работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс в соответствии с заявленной темой методической работы в гимназии. Всё большее количество педагогов применяют на своих уроках и во внеклассной работе современные информационные технологии, считая их безусловным фактором повышения эффективности учебного процесса.
Необходимо отметить, что возросла активность педагогов кафедры гуманитарных дисциплин; увеличилось количество педагогов, которые систематически используют ИКТ на уроках и во внеклассной работе (лидирует кафедра иностранных языков). Однако, еще не все учителя считают этот аспект педагогической деятельности эффективным, так же как не все учителя принимают активное участие в работе семинаров и\или обобщают свой педагогический опыт в виде издания методических рекомендаций и статей.
В гимназии, кроме кабинетов информатики, оборудованы компьютерами 3 кабинета иностранных языков, работает ресурсный информационный центр, в котором проводятся уроки с компьютерной поддержкой по всем предметам и внеклассные мероприятия. Всего в пользовании обучающихся и педагогов находятся 91 компьютер и 31 ноутбук, периферийное оборудование (в том числе 4 интерактивные доски и 1 интерактивная приставка «мимио»), что при наличии существующего программного обеспечения позволяет проводить уроки на современном уровне. 
 
Растёт активность педагогов гимназии в различных семинарах, конференциях, связанных с применением ИКТ в учебной и внеучебной деятельности.
Педагоги гимназии за прошедший учебный год являлись организаторами либо участниками следующих мероприятий, связанных с ИКТ:
· Областная научно-практическая конференция «Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин»: Сергеева Т.И.
· Научно-практическая конференция «Педагогическая мастерская»: Филиппова Н.Е., Костюкова Д.В.
· Городской семинар «Интерактивная доска – новое средство обучения»: Персидская Н.Г., Удовиченко Е.Я.
· Семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в гуманитарном образовании»
· Семинар «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе»
· Областной семинар «Современный урок. Использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку»
Тематика выступлений наших педагогов также многообразна:
· «Интегрированное использование видео и лингафонного оборудования при обучении английскому языку на начальном этапе» (выступление на областном семинаре «Современный урок. Использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку», Грекова А.А., зам. директора по УВР, учитель английского языка);
· «Использование цифровых образовательных ресурсов как средство совершенствования социокультурной компетенции при обучении английскому языку» (выступление на областном семинаре «Современный урок. Использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку», Филиппова Н.Е., учитель английского языка);
· «Ресурсы Интернет и обучающие программы в преподавании английского языка на среднем этапе обучения» (выступление на областном семинаре «Современный урок. Использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку», Скубиро О.А., учитель английского языка).
· «Программное обеспечение и собственные цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка» (выступление на областном семинаре «Современный урок. Использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку», Сергеева Т.И. зам. директора по УВР, учитель английского языка).
· «Использование современных информационных технологий для совершенствования лексико-грамматических навыков» (мастер-класс на областном семинаре «Использование ИКТ в гуманитарном образовании», Филиппова Н.Е., учитель английского языка).
· «Способы активизации речевой деятельности при обучении аудированию» (мастер-класс на областном семинаре «Использование ИКТ в гуманитарном образовании», Скубиро О.А., учитель английского языка).
· «Письмо. Снятие трудностей» (мастер-класс на областном семинаре «Использование ИКТ в гуманитарном образовании», Удовиченко Е.Я., учитель английского языка).
· «Использование современных информационных технологий при обучении аудированию» (мастер-класс на областном семинаре «Использование ИКТ в гуманитарном образовании», Сергеева Т.И., зам. директора по УВР, учитель английского языка).
· «Проект развития информационно-образовательного пространства школы»  (выступление на международной научно-практической конференции «Развитие социо-коммуникативной и кросс-культурной компетенции учеников и учителей», Сергеева Т.И., зам. директора по УВР, учитель английского языка).
· «Интерактивная доска как новое средство обучения» (выступление на региональной научно-методической конференции «Щербаковские чтения-2009», Синько Г.А., учитель русского языка и литературы).
 
· В практику работы гимназии вошло проведение ставшего традиционным городского компьютерного турнира в рамках подготовки обучающихся 11 классов к ЕГЭ «КОПМ. РУ». Турнир проводится по инициативе педагогов гимназии №9 уже пятый год подряд, и стал традиционным. Для проведения турнира используются компьютерные программы по математике, русскому и английскому языкам, созданные педагогами нашей гимназии в сотрудничестве с программистом Филипповым А.Н.. В этом году в турнире участвовали 92 выпускника гимназий, лицеев и школ Кировского, Красноармейского, Краснооктябрьского, Дзержинского, Ворошиловского, Тракторозаводского районов Волгограда. Членами оргкомитета турнира были Сергеев Алексей Николаевич, директор учебного компьютерного центра, канд. педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и информатики ВГПУ, Сковороднева  Ольга Ивановна, зав. методическим кабинетом Кировского территориального управления администрации Волгограда.
·  У гимназии также есть свой сайт, где можно найти полную информацию о нашем образовательном учреждении – о наших традициях, достижениях, последних событиях и многом другом. Сайт гимназии был представлен на конкурс «Электронный Волгоград-2009».  
· В рамках создания единого информационного пространства школы в гимназии создана и работает локальная компьютерная сеть, которая объединяет 4 компьютерных класса, кабинет английского языка 3-09, кабинет директора, завуча, методический кабинет, кабинет воспитательной и социальной службы, учебные кабинеты 3-10, 3-12, 3-02, 3-07, актовый зал, бухгалтерию и Ресурсный Информационный центр.
· Гимназия – активный участник городского проекта «Портал «Школа.ру». Вся информация о гимназии, последние новости, школьное расписание и база данных об учащихся размещена на этом портале.
Наряду с достигнутым нельзя не сказать о существующих недостатках в работе по информатизации нашей гимназии. Не все педагоги проявляют должную активность в использовании ИКТ в процессе преподавания и воспитания. Не у всех педагогов это стало нормой, привычным приёмом не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Недостаточно используются имеющиеся электронные цифровые образовательные ресурсы. В работе администрации гимназии недостаточно используются программные продукты, позволяющие вывести административную работу на современный уровень, сделать её более эффективной. Также следует отметить недостаточную активность отдельных педагогов и обучающихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Основными задачами на следующий год считаем:
· Совершенствование единой образовательной среды гимназии.
· Повышение ИКТ – компетентности педагогов и обучающихся.
· Вывод учебно-воспитательного процесса на качественно новый уровень.
· Индивидуальное продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
Предполагаемые результаты внедрения ИКТ в гимназии:
для гимназии:
  • повышение качества образования;
  • создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса;
  • автоматизация управления и организации учебно-воспитательного процесса;
  • автоматизация системы документооборота и отчетности;
  • открытость школьного информационного образовательного пространства;
для педагогов:
  • оптимизация рабочего времени;
  • применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
  • повышение ИКТ-компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
  • внедрение новых педагогических технологий, основанных на широком использовании ИКТ;
для гимназистов:
  • повышение мотивации учения;
  • расширение ресурсов для обучения;
  • возможность более полного самовыражения;
  • повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры.

operator73,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru