МОУ гимназия № 15

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 15 Советского района Волгограда"

Образовательные стандарты и требования

С 1 сентября 2023 года  в МОУ гимназии №15  вводится  Федеральная общеобразовательная программа (ФОП), в которой содержится новая инструкция обучения и воспитания учеников начальных, средних и старших классов.

Нормативные документы, регламентирующие введение ФОП :

·        Начального общего образования (приказ Министерства Просвещения РФ № 372 от 18.05.2023)

·        Основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ № 370 от 18.05.2023)

·        Среднего общего образования (приказ Министерства Просвещения РФ № 371 от 18.05.2023)

 Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — учебно-методический документ, который определяет единые для РФ критерии, в том числе объем и содержание образования в зависимости от его уровня или направленности, а также результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

·        К этим документам относятся федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Также в этот перечень попадают федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.

Перед федеральными рабочими программами учебных дисциплин стоит задача достичь планируемых результатов освоения ФООП. ФОП для школ разработаны на основании ФГОС.

Каждая ступень включает в себя список дисциплин, в отношении которых применяются федеральные рабочие программы. Следовательно, образовательные учреждения не разрабатывают для них свои программы, а используют готовые федеральные:

·        Образовательное учреждение должно использовать ФОП по дисциплинам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в рамках организации начального общего образования.

·        Образовательное учреждение должно использовать ФОП по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках организации основного общего и среднего общего образования.

Федеральная рабочая программа воспитания имеет цель сформировать, сохранить и укрепить традиционные духовные и нравственные ценности. Главными среди них выделяютсяжизнь, достоинство, права и свободы гражданина. Школа воспитывает в детях патриотический дух, любовь к семье, сострадание, доброту, справедливость.

Федеральная рабочая программа реализуется с целью приобщить детей к российским традиционным и духовным ценностям, в том числе к тому, что ценится в их этнической группе.

Программа предъявляет следующие требования к предметным результатам:

1.     Акцентируется внимание на применении приобретенных знаний и навыков.

2.     Содержание гарантированного на государственном уровне основного общего образования, которое построено в логике изучения каждой дисциплины, должно быть минимальным.

3.     Устанавливается акцент на познании современных явлений и процессов в РФ и всем мире.

4.     Устанавливается акцент на изучении состоянии науки в РФ и мире.

Качество знаний учеников будет оцениваться следующими способами:

·        Читательская грамотность – одна письменная работа по нескольким дисциплинам.

·        Цифровая грамотность – практическое письменное задание и работа на компьютере.

·        Коммуникативные и познавательные учебные действия – проведение исследования или создание проекта, который будет оценивать экспертами, в частности, письменная или художественная работа, материальный объект, составление отчета.

Проверка знаний будет проводиться не реже, чем каждые два года.

Составляющие ФОП в школе

Федеральный учебный план

Федеральный учебный план — это документ, на основании которого определяются такие критерии, как перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных дисциплин. Также в федеральном учебном плане расписываются курсы, практики и прочие виды учебной деятельности.

В документе зафиксирован предельный объём учебной нагрузки, список учебных дисциплин с указанием времени, которое отводится на усвоение и организацию программы. Федеральный учебный план устанавливает распределение дисциплин по классам и учебным годам.

Федеральный учебный план включает в себя два элемента: обязательную часть и часть, которая формируется сторонами образовательных отношений.

В обязательной части фиксируется перечень обязательных учебных дисциплин, а также время, отводимое на их изучение. Время распределяется по учебным годам.

Та часть учебного плана, которая формируется сторонами образовательных отношений, фиксирует время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов и модулей по выбору, в частности, углублённое. В рамках ФОП для школ в ней учитываются культурные интересы этнических групп и потребности учеников с ОВЗ.

ФОП в школах имеет широкую вариативность учебных планов:

·        ФООП НОО включает в себя 5 различных вариантов, 

·        в ФООП ООО содержит 6 разных учебных планов,

·        ФООП СОО лидирует по количеству вариантов федерального учебного плана. Всего их 19, 11 из них предусматривают изучение дисциплин углубленно.

Образовательное учреждение самостоятельно выбирает наиболее подходящий учебный план, учитываю условия работы и наличие необходимых для его реализации ресурсов.

Федеральный календарный план воспитательной работы
ФОП воспитания в школе включает в себя федеральный календарный план воспитательной работы. Он един для всех образовательных учреждений, его реализация осуществляется посредством учебной и внеурочной деятельности.

Образовательные учреждения имеют право разбавлять федеральный календарный план воспитательной работы дополнительными мероприятиями на основании федеральной рабочей программы воспитания. При этом деятельность должна проводиться по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Федеральный календарный учебный график
Этот элемент ФОП фиксирует следующие организационные моменты: организация учебной деятельности по периодам учебного года, режим работы образовательной организации, продолжительность года и пр.

Профильная подготовка на ступени СОО
Федеральный учебный план СОО содержит в себе требование изучения дисциплин в обычном объеме и углубленно.

Два уровня касаются почти всех дисциплин. Исключения составляют русский язык, родной язык, родная литература, второй иностранный язык, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. 

Учебный план школы должен включать в себя 13 учебных дисциплин: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности. ФГОС СОО предусматривает изучение двух предметов углубленно. Какие именно дисциплины это будут, зависит от профиля обучения предметной области и (или) смежной с ней.

ФУП СОО фиксирует следующие предметные профили:

·        Технологический.

·        Естественно-научный.

·        Гуманитарный.

·        Социально-экономический.

·        Универсальный.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ  ФГОС ООО (7-9 классы), ФГОС СОО (11 класс).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования приказ об утверждении ФГОС ООО.pdf

Изменения в ФГОС ООО. Приказ № 1577 от 31.12.2015 ФГОС_ООО_изменения.pdf

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образованияприказ об утверждении ФГОС СОО.pdf

Изменения в ФГОС СОО. Приказ_№_1578_ot_31.12.2015 СОО.pdf

Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 1598.pdf

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)»1599.pdf

 



Волгоград 2008-2024