Волгоградский социально-педагогический колледж

Выступление на секции учителей-логопедов Наумовой Н.В.

27 августа 2010

 

Профессиональное развитие учителя-логопеда в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 Выступление начато с очень своевременных слов Константина Сергеевича Станиславского к нашей сегодняшней теме: «Учитесь вовремя, с первых шагов, слушать, понимать и любить свою профессию!» - это сказано об актерской профессии, но с полным правом можно отнести и к нам, учителям-логопедам.
К истории вопроса: давайте вспомним определение понятий «профессия, профессионализм».
 Профессионализм – это хорошее владение своей профессией, а профессия (по определению С.И.Ожегова) - это основной род занятий, трудовой деятельности. 
 Каковы же профессиональные качества преподавателя? – обязательность, строгость, консервативность, умение объяснять, коммуникабельность. Чтобы стать хорошим учителем, недостаточно отличного знания предмета и любви к детям. Нужно, чтобы они уважали тебя как личность. 
А этого нелегко добиться. Преподавательские качества в обычной жизни мешают. Например, склонность замечать и исправлять ошибки. 
В гаражном кооперативе висит объявление: «Не становите машины за воротами.» И меня это постоянно раздражает! Если умный, интеллигентный человек допускает 
орфографические или стилистические ошибки, я просто перестаю его воспринимать. Хотя понимаю, что такой подход неверен. 
 Типичный преподаватель плохо умеет общаться с людьми. Точнее, умеет общаться только определенным способом,  который, кроме школы, нигде не востребован. В классе ты хозяин положения, «вождь и учитель». А в любом другом коллективе 
такая позиция понимания не встретит, позиция подмечать и исправлять недостатки (пусть даже собственные).
 И все-таки именно учитель, уча других, всю жизнь учится. Учится понимать своих учеников и их родителей, себя, приобретая знания 
практической психологии.
 
Профессия для настоящего учителя и учителя-логопеда всегда является приоритетом, своего рода подвижничеством: на последние деньги учитель купит нужные дорогостоящие 
пособия, посетит важные для себя курсы, понимая, что без обновленных знаний, новинок литературы затормозится его развитие в 
профессии.
 Считаю, что настоящий учитель-логопед должен:
 уметь меняться в лучшую сторону, иногда радикально, даже если прежде гордился своими наработками и находками;
 искать правду жизни и правду личности (ребенка, взрослого);  всегда помнить, что искренняя улыбка на лице нужна в первую очередь не начальству, не коллегам, а себе самому. Если тебя злят, 
ищи то, что вызывает в тебе добрые чувства, и сосредоточивайся на этом;
 видеть цель. 
Я просто убеждена, что учитель-логопед должен знать и чувствовать, зачем он в своей профессии. Система знаний позволяет ему стремиться к постоянному 
самосовершенствованию, выражать в своем поведении именно то содержание, которое нацелено на высокую степень социализации 
личности ребенка, имеющего речевые нарушения; искать новые подходы в улучшении качества коррекционных воспитательных мероприятий.

operator38,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru