Волгоградский социально-педагогический колледж

Аннотация к образовательным программам

Введение.

Целью создания ДМШ № 13 является удовлетворение потребностей граждан, государства в области музыкально-художественного образования, формирование эстетически развитой, гармоничной личности, её мировоззрения, способности к самообразованию, самоопределению и адаптации в постоянно изменяющихся условиях. Школа закладывает фундамент подготовки к занятиям музыкальным, художественным (в широком смысле) творчеством, а для наиболее одаренных детей – к выбору будущей профессии в области искусства и культуры. Это определяет основные цели образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса школы:

· развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства;

· удовлетворение образовательных потребностей граждан в области художественного образования и эстетического воспитания;

· выявление музыкально одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта.

 

Предметом деятельности Школы в области дополнительного образования являются:

· реализация в полном объеме на основании имеющейся лицензии образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности в области начального музыкального и общеэстетического  образования с применением углубленного изучения предметов, дифференцированного подхода в программных требованиях к учащимся в зависимости от степени их музыкальных способностей по направлениям:

- фортепиано – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,

- скрипка– срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,

- баян,аккордеон, гитара, домра – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,

- флейта – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,

- компьютерные технологии  – срок обучения 5 лет,

- сольное пение – срок обучения 5 (6), 7 (8) лет,

- подготовительное отделение: инструментальное исполнительство и  хореографическое искусство– срок обучения 1, 2 года.

- Ранне-эстетическое развитие- срок обучения 1, 2 года.

· реализация программ начальной профессиональной подготовки;

· реализация углубленных образовательных программ по изучению ряда предметов;

· выявление и развитие способностей детей, обеспечение непрерывности образования;

· оказание дополнительных образовательных услуг (в том числе платных);

· разработка учебных планов, программ; учебных пособий; научной, методической, справочной литературы; аудио-, видеопродукции; компьютерных программ, баз данных, технических средств обучения;

· осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;

· обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого ребёнка;

· осуществление концертной и музыкально-просветительской деятельности;

· участие в эксперименте в области образовательного процесса: создание, апробация и внедрение прогрессивных образовательных и воспитательных программ и технологий (новых курсов, учебных программ, форм организации учебного процесса); организация и проведение эксперимента осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Задачи обучения вытекают из целей программы и могут классифицироваться по трем параметрам:

1. Образовательные задачи:

- приобретение общих знаний;

- формирование исполнительских навыков;

- практическое применение знаний, умений и навыков в учебном процессе, самостоятельных занятиях и концертной практике;

- использование полученных знаний в других сферах деятельности;

- активизация познавательных способностей;

- приобщение к высокохудожественному репертуару классической и современной музыки.

2. Воспитательные задачи:

- воспитание духовной культуры и нравственности:

- воспитание интереса и любви к музыке;

- формирование эстетических критериев художественной деятельности;

- воспитание воли, дисциплины, ответственности, желания трудиться;

- привитие комплекса этических норм в общении с окружающими, корректности поведения.

3. Развивающие задачи:

- развитие природных способностей и задатков;

- расширение художественного кругозора;

- развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы;

- развитие фантазии, воображения, ассоциативного мышления;

- развитие исполнительской культуры.

 

 

I. Уровни освоения образовательных программ и требования к подготовке выпускников

 Возможность осуществить дифференцированный, личностно ориентированный подход к обучению детей реализуется через разноуровневое обучение, учитывающее индивидуальные особенности учеников: музыкальные способности, состояние здоровья, уровень мотивации к обучению, профориентация, степень загруженности в общеобразовательной школе и др. Исходя из этого, в ДМШ № 2 образовательные программы могут осваиваться учащимися в соответствии со следующими уровнями:

- Уровень общеразвивающих образовательных программ в сфере различных видов искусств предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в выбранной образовательной области, формирование и развитие устойчивого стремления к самообразованию. В эту группу входят учащиеся со средними и ниже средних музыкальными данными; учащиеся с ослабленным здоровьем; учащиеся, перегруженные в общеобразовательной школе, учащиеся, поступившие в школу в возрасте старше 12 лет. Дети этой группы, как правило, ограничивают обучение предметами инвариантной части программы; принимают участие в конкурсах, фестивалях и концертах школьного и районного уровня. Данный уровень реализуется в ДМШ № 13 через освоение образовательных программ «Общего музыкального образования».

- Углубленный или повышенный уровень освоения образовательных программ: предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в выбранной области деятельности, достаточно высокую степень овладения знаниями, умениями и навыками в этой области. В эту группу входят учащиеся с хорошими музыкальными данными, которые занимаются в рамках требований программ ДМШ с привлечением предметов факультативных курсов. Дети этой группы участвуют в конкурсах, фестивалях и концертах от внутришкольного до международного уровня. Данный уровень реализуется в ДМШ № 13 через освоение образовательных программ «Инструментальное и вокальное», «хореографическое искусство» с 5-летним и 7-летним сроками освоения.

- Уровень раннего профессионального освоения образовательных программ (допрофессиональная подготовка): предусматривает достижение повышенного уровня образованности в выбранной сфере, готовность к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства после окончания музыкальной школы. В эту группу входят учащиеся с хорошими и отличными природными музыкальными и психофизическими данными, позволяющими освоить дополнительно ряд факультативных курсов, активно реализовать себя в концертной деятельности школы. Дети этой группы – основные участники конкурсов, фестивалей и концертов от городского до международного уровней. Данный уровень освоения образовательных программ реализуется в ДМШ № 13 в рамках «классов оставления» после освоения образовательных программ «Инструментальное и вокальное», «хореографическое искусство» с 5-летним и 7-летним сроками освоения: 6 класс после программ с 5-летним сроком обучения, 8 класс после программ с 7-летним сроком обучения.

 

Основой для учебных занятий и внеклассных мероприятий являются следующие виды деятельности учащихся ДМШ № 13:

- учебная музыкально-исполнительская;

- учебно-теоретическая;

- творческая;

- культурно-просветительская (в том числе исполнительская).

 

Требования к уровню подготовки выпускника ДМШ № 13

 Выпускник музыкальной школы – личность, реализующая свой целевой выбор в области деятельности или знания, в уровне ее освоения, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

 

 

Виды деятель-ности

Уровни освоения образовательных программ

Общего

художественно-эстетического

Углубленный (повышенный)

Ранней профессиональной

ориентации

учебная музыкально-исполни-тельская

Владеть миниму-мом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкаль-ного искусства: уметь самостоя-тельно разучивать и грамотно испол-нять произведения разных жанров и направлений, читать с листа, играть (петь) в ансамбле, уметь аккомпанировать и подбирать по слуху.

Владеть достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необхо-димым в сольной исполнительской практике, игре в различных ансам-блях. Уметь само-стоятельно разучи-вать и художе-ственно цельно исполнять произ-ведения различных жанров и стилей. Иметь навыки чтения с листа, аккомпанирования, подбора по слуху и применять их в концертной практике.

Владеть знаниями, умениями, навыка-ми, необходимыми для исполнения сольных концерт-ных программ, ансамблевого исполнительства. Обладать личност-ными качествами (волевыми, эмоцио-нальными и др.), необходимыми для осознанного выбора профессии. Владеть навыками самостоя-тельного осознан-ного прочтения нотного текста. Владеть навыками чтения с листа, аккомпанирования, подбора по слуху и применять их в кон-цертной практике.

учебно-теорети-ческая

Владеть основами музыкальной гра-моты, навыками осознанного вос-приятия элементов музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музы-кального произ-ведения, знаниями основных направ-лений в музыкаль-ном искусстве. Уметь исполь-зовать полученные знания в практической деятельности.

Владеть необхо-димым уровнем функциональной грамотности, навы-ками осознанного восприятия элемен-тов музыкальной речи, навыками анализа незнакомо-го музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музы-кальном искусстве. Уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Владеть уровнем функциональной грамотности, необходимым для продолжения обу-чения в среднем специальном учеб-ном заведении. Владеть навыками осознанного вос-приятия элементов музыкальной речи, анализа незнако-мого музыкального произведения. Знать основные направления и стили в музыкаль-ном искусстве. Уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Творческая

Владеть навыками сочинения и импровизации простейших музыкальных построений.

Владение навыками сочинения и импровизации. Использование полученных навы-ков в различных видах деятельности.

Владение навыками сочинения и импровизации. Использование полученных навы-ков в различных видах деятельности.

Культурно-

просвети-

тельская

Формирование навыков коллективной творческой деятельности. умения сочетать и применять их во внеклассных мероприятиях, домашнем музицировании.

Наличие опыта ис-полнительской практики. Форми-рование навыков коллективной твор-ческой деятель-ности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Наличие опыта ис-полнительской практики. Форми-рование навыков коллективной твор-ческой деятель-ности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

 

 

Выпускник музыкальной школы – личность, реализующая свой целевой выбор в области деятельности или знания, в уровне ее освоения, мотивах и ценностных ориентациях через приобретение собственного опыта культурной деятельности. Требования к уровню подготовки выпускника учитывают следующие показатели:

- степень овладения знаниями, умениями, навыками,

- показатели личностного развития (это: сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности; развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусств, как в самой музыкальной школе, так и после ее окончания).

 

Уровень подготовки выпускника музыкальной школы определяется с учетом:

1. уровня освоения образовательных программ (общего художественно-эстетического образования, повышенный уровень, уровень допрофессиональой подготовки или ранней профессиональной ориентации),

2. видов деятельности (учебно-исполнительская, учебно-теоретическая, творческая или креативная, культурно-просветительская),

3. результата обучения (овладение знаниями, умениями, навыками) в выбранной образовательной области, личностного развития.

 

II. Организация учебно-воспитательного процесса

 

Учебно-воспитательный процесс осуществляется школой самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

Содержание образования в школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми школой самостоятельно. Образовательные программы разрабатываются школой в соответствии с примерными рекомендациями к программам по предметам, подготовленным государственными органами управления культуры, Министерством культуры РФ, учебными заведениями искусства и культуры Новосибирской области.

Образовательный процесс в школе ориентирован на получение учащимися начального музыкального, общеэстетического образования и допрофессиональной подготовки.

Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми учебной частью и утверждаемыми директором школы.

Для учащихся по решению Педагогического совета могут вводиться индивидуальные программы и учебные планы. Возможен также экстернат по всем или отдельным предметам и семейная форма образования.

Организация образовательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе преподавателем учебных планов, программ, средств, форм и методов обучения и воспитания, утвержденных в школе и обеспечивающих получение обучающимися образования, соответствующего уровню принятых в школе образовательных стандартов. Основные виды учебных занятий определяются планами и программами. Помимо основных видов занятий, школа может вводить предметы по выбору, факультативные и элективные занятия, направленные на развитие интересов и способностей обучающихся, часы школьного компонента, необходимые как для обучающихся, проявляющих особый интерес к предмету, так и слабоуспевающих, требующих индивидуального подхода при обучении.

Специфическими чертами образовательного процесса в музыкальной школе являются:

- предоставление дополнительных возможностей для всестороннего развития ребенка, удовлетворения его творческих и образовательных возможностей;

- избирательность и добровольность участия детей в работе школы;

- разновозрастный состав части детских объединений (хоры, театр, оркестр, некоторые ансамбли и др.);

- большой выбор видов и форм познавательной творческой деятельности;

- привлекательность, уникальность, нестандартность содержания деятельности;

- обеспечение развития ребенка как полноправного и деятельного члена общества, профессиональная ориентация.

 

Режим и расписание занятий.

В ДМШ № 13 устанавливается следующий режим занятий учащихся:

· учебный год начинается, как правило, первого сентября, если же 1 сентября приходится на выходной день, учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день;

· учебный год заканчивается 31 мая;

· продолжительность каникул в течение учебного года составляет 4 недели (одна неделя – осенние каникулы, две недели – зимние каникулы, одна неделя – весенние каникулы);

· предельная недельная нагрузка учащихся устанавливается в соответствии с учебным планом;

· ежедневное количество занятий определяется расписанием индивидуальных и групповых занятий, утвержденных заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, согласно Правилам внутреннего трудового распорядка;

· время начала и окончания занятий в ДМШ № 13 – с 800 часов до 2000 часов согласно Правилам внутреннего трудового распорядка.

 

Формы организации учебной деятельности

Учебная деятельность организована в виде уроков и контрольных точек, конкурсов, прослушиваний и т. п. в соответствии с утвержденными планами.

Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Продолжительность одного урока (академического часа) регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка ДМШ № 13, но не может быть менее 30 минут и превышать 45 минут.

Образовательная деятельность школы осуществляется в процессе учебной работы и внеурочных мероприятий. Для ведения образовательного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в школе в соответствии с образовательными программами и учебными планами установлены следующие виды работ:

· групповые занятия;

· индивидуальные занятия;

· самостоятельная (домашняя) работа учащегося;

· контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами (контрольные уроки, академические концерты, зачеты, экзамены, выставки, спектакли и т. д.), которые определяются отделениями ДМШ № 13 и утверждаются Педагогическим советом;

· культурно-просветительские мероприятия (концерты, лекции, беседы и т. д.), организуемые школой;

· внеурочные классные мероприятия.

 

Групповая форма обучения применяется в классах:

· различных вокальных и инструментальных ансамблей, предполагающих группы из 2 – 4 человек,

· предметов теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература, история музыки),

· предметов коллективного музицирования: хоров, ансамблей скрипачей, народных инструментов и ансамблей различных составов, предполагающих группы из 5 – 12 человек и более.предметов хореографического исусства: современный танец, историко-бытовой танец, классический танец, современный танец.

 

Индивидуальная форма обучения применяется в классах сольного вокального и инструментального исполнительства, в том числе общего, и для освоения некоторых предметов факультативного курса (элементарная теория музыки, сольфеджио, музыкальная литература для поступающих в ССУЗы и др.).

Домашние задания даются учащимся с учетом педагогических требований, направленных на полноценное освоение выбранной образовательной программы, психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Внеучебная деятельность разнообразна по формам: публичные концерты, конкурсы, фестивали, вечера, праздники, собрания, участие в олимпиадах, посещения театров и концертов и т. д.

 Расписание занятий обучающихся составляется преподавателями. Основное требование – создание наиболее благоприятного режима обучения и отдыха детей.


lira13,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru