Волгоградский социально-педагогический колледж

Общая концепция

  

Программа развития

 

МОУ ДОД ДШИ «Воскресение»

на 2007 – 2013 г.г.

 

 

 

Волгоград

 

 

 

Научный консультант:

 М.Г. Карабань – кандидат искусствоведения, доцент, член союза композиторов РФ.

 Авторы и разработчики:

 Э.А.Фурсова – директор школы, заслуженный работник культуры РФ

Е.В.Антонова - заместитель директора ДШИ «Воскресение» по научно-методической работе.

Е.В. Зеленова – заместитель директора ДШИ «Воскресение» по учебно-воспитательной работе.

 

 «Важно не то место, которое

 мы занимаем, а то направление,

 в котором мы движемся»

 Л.Н.Толстой

 

 

Инновационная идея:

 

 Создание модели образовательного учреждения в рамках практического вида деятельности учреждений дополнительного образования (ДШИ, ДМШ, ДХШ) и общего образования, в которой целостность единого учебно-воспитательного процесса обеспечивается системой духовно-нравственного воспитания детей на основах русской православной культуры.

  Актуальность проблемы:

 В концепции модернизации российского образования особо подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как «одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи».

В основу программы заложена технология духовно-нравственного и художественно- эстетического образования и воспитания детей, которая построена на приобщении ребенка к различным видам искусства и учитывающая их индивидуальные способности и потребности: музыка, хореография, изобразительное искусство, театр, Слово и др.

Актуальность заключается в духовно-нравственных ценностях , которые поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения, т.к. формирование и развитие российской мировоззренческой , культурной и гражданской идентичности невозможно без овладения основами православной культуры и этики.

Одним из эффективных путей в этом направлении является система непрерывного образования, куда входят учреждения общего и дополнительного образования, что, в свою очередь, формирует новую образовательную среду, благоприятно влияющую на развитие личности ребенка.

Для реализации этой программы школа имеет определенные предпосылки: преподавание ОПК на всех отделениях (более 15 лет), партнерские отношения с общеобразовательной школой № 110, работа по авторским программам и т.д.

Более того, школа, работая в условиях педагогического эксперимента, разрабатывает опытно-экспериментальную работу «Духовно-нравственное воспитание детей на основе русской православной культуры в условиях интеграции образовательного процесса ДШИ «Воскресение» и учреждений общего образования Кировского района Волгограда».

Данная программа развития школы рассчитана на 5 лет (2007-2012г.г.)

 

 РАЗДЕЛ I

 

Проблемно- ориентированный анализ

 образовательно-воспитательного процесса

 

 

1.1.Информационная справка

 

Адрес:400067,Волгоград, ул. Быстрова , д. 80 А. Тел.448677,420300,420215

 

Лицензия: А 254654 регистрационный № 235 от 29.06.2009 г.на осуществление образовательной деятельности выдана Комитетом по образованию Администрацией Волгоградской области.

 

Свидетельство  о государственной аккредитации АА 081511, регистрационный номер

№ 83 от 06 мая 2006года.

 

Учредитель: департамент муниципального имущества администрации Волгограда

 

Директор школы: Фурсова Эльвира Алексеевна, заслуженный работник культуры РФ,  высшая квалификационная категория

 

 Детская школа искусств «Воскресение» была открыта в 1995 году и имела статус «Центра русской культуры». В 1999 году школа получила лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей.

 27.11.2003 года центр был реорганизован в «Детскую школу искусств», которая стала правопреемником муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр русской культуры «Воскресение»:

 

 Школа создана в 1995 году как определенный ответ на социальный запрос родителей Кировского района, мечтавших о такой школе, где дети могли бы получать образование, подчиненное задачам воспитания.

 

Основная задача ДШИ «Воскресение»:

· формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;

·  приобщение к духовно-художественной культуре Православия как основы русской и части мировой культуры;

·  способствование возрождению бытовых и духовных традиций русского народа;

·  подготовка одарённых учащихся к поступлению в профильные учебные заведения.

В своей деятельности школа опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о муниципальной школе искусств в Российской Федерации. Декларацию прав ребёнка, Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы.

 Идейная составляющая школы:

· сохранить в маленьком человеке «искру Божию», данную ему  от рождения, развить способность не только разума, но и души;

· слово и молитва, музыка и живопись, литература и танец – основа, благодаря которой ребенок получает воспитание.

Сегодня Школа искусств «Воскресение» - это муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей,  где обучается более 800 человек из различных социальных слоев Кировского и соседних Советского и Красноармейского районов.

 ДШИ «Воскресение» - муниципальное некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования детей.

 

 

Направления художественного образования:

 

  • Направление подготовки "Театральное искусство" (Музыкальный театр)
  • Направление подготовки "Театральное искусство" (Драматический театр)
  • Направление подготовки "Хореографиеское искусство"
  • Направление подготовки «Изобразительное искусство»
  • Направление подготовки «Фольклорное искусство»
  • Направление подготовки «Инструментальное исполнительство» (1-5)
  • Направление подготовки «Инструментальное исполнительство» (1-7)
  • Направление подготовки «Хоровое пение» (1-5)
  • Направление подготовки «Хоровое пение» (1-7)

 

 

Программы структурных отделений, наряду с передачей профессиональных знаний, имеют большое воспитательное значение, чтобы ребенок при выходе в мир был социально адаптивен,  имел залог нравственности, который позволил бы ему устоять при искушении злом.

 

 Воспитательные составляющие:

 

· Единое культурное пространство, которое объединяет учеников и учителей (принцип сотворчества: учитель-ученик).

· Непрерывность во всем периоде обучения (от 4х до 17 лет).

· Введение базовой дисциплины (ОПК), объединяющей все отделения школы и имеющей прямое воспитательное значение.

· Участие (соработка) в совместных творческих проектах школы района, города и т.д., которые дают детям возможность не только развития и обучении, но самореализации

 

Сотрудничество (партнерство) с общеобразовательными школами. Разработка совместного проекта «Духовно-нравственное воспитание на основе русской православной культуры в условиях интеграции образовательного процесса ДШИ «Воскресение» и учреждений общего образования Кировского района Волгограда».  

  

Организационно- педагогические условия школы

 

Учебная нагрузка и режим работы школы утверждается Советом школы в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и учебным планом.

Школа работает по графику шестидневной учебной недели, в 2-х помещениях, в 2 смены. Продолжительность урока – 45 мин.

 Годовой календарный график МОУ ДОД ДШИ «Воскресение» 

 

Начало учебного года

1сентября

Продолжительность учебного года

36недель

Iчетверть-8учебных недель

IIчетверть-8учебных недель

III четверть-11учебных недель

IVчетверть-9 учебных недель

с 01.09. по30.10.

с 08.11. по 30.12.

с 11.01. по 25.03.

с 03.04. по 31.05.

Начало занятий

Iсмена-8.15.

IIсмена-12.50.

Перерыв между сменами-

с 11.55 до 12.40.

Окончание учебного года

31мая

Продолжительность учебной недели

6 дней

Продолжительность каникул:

 осенние-с 31.10. по 07.11

 зимние-с 31.12. по 10.01.

 весенние-с 26.03. по02.04

23.02,08.03,09.05-праздничные дни

 

8дней

11дней

8 дней

3дня

Всего:30дней

Занятия студий по следующим специализациям:(I полугодие)

-Древнерусское лицевое шитьё

-Иконопись

-Театральное искусство

-Хореографическое искусство

 

 

Осуществляются строго по расписанию в соответствии с рабочими учебными планами

 Школа самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах определяемых Законом РФ «Об образовании». Она также самостоятельна в выборе систем оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Аттестация обучающихся проводится по итогам полугодий по пятибалльной системе.

 Формы организации учебного процесса

  • Групповые и индивидуальные занятия с детьми;
  • Коллективное музицирование;
  • Предметы по выбору;
  • Конкурсы, фестивали;
  • Академические просмотры и прослушивания;
  • Спектакли;
  • Концерты;
  • Академические концерты;
  • Открытые уроки;
  • Внеурочные мероприятия.

 

 

Сведения об учащихся

 

 В настоящее время количество обучающихся 837 чел. Это дети разных национальностей, из семей с разным семейным положением и разным уровнем благосостояния. Школа расположена в Кировском районе, поэтому в контингенте школы - дети из рабочих семей , из семей служащих, творческих, научных работников и др. социальных категорий.

Духовная составляющая воспитательной и образовательной среды именно то, что привлекает большое количество детей, желающих обучаться в нашей школе.

 

 

Название направления

2009-2010 уч. г.

2010-2011 уч. г.

Отделение художественного образования

 

 

Подготовительный отдел

40

37

Театрально-музыкальный отдел

101

107

Инструментальный отдел

167

176

Хоровой отдел

27

23

Отдел музыкально-бытовой культуры

44

44

Хореографический отдел

58

61

 

   

Художественный отдел

103

119

Отдел духовно-музыкальной культуры

26

26

Всего образования:

742

773

Отделение художественного творчества

 

 

Театрально-хореографическая студия (театральное искусство)

16

10

Театрально-хореографическая студия (хореографическое искусство)

16

16

Студия духовно-музыкальной культуры

25

12

Фольклорная студия

25

8

Мастерская «Иконопись»

25

9

Мастерская «Древнерусское лицевое шитье»

25

9

Всего творчество:

132

64

 

Исполнение муниципального задания на 2012 год

Информационная  справка:  

контингент учащихся на конец  2012 учебного года

 

 

 

Наименование учреждения

 

 

МБОУ ДОД ДШИ «Воскресение»

 

 

п/п

Направления подготовки

план

факт

% отклонения

Причины

отклонения

в исполнении

мун. задания

более,

чем на 3 %.

1

«Театральное искусство»

Специализация

 «Драматический театр»

74

72

2,7%

 

2

«Театральное искусство»

Специализация

 «Музыкальный театр»

62

60

3%

 

         

 

4

«Хореографическое искусство»

74

72

2,7%

 

5

«Изобразительное искусство»

137

133

2,9%

 

6

«Фольклорное искусство»

64

62

3%

 

7

«Инструментальное исполнительство» (1-5)

82

79

3%

 

8

«Инструментальное исполнительство» (1-7)

79

77

2,5%

 

9

«Хоровое пение»(1-5)

41

40

2,4%

 

10

«Хоровое пение»(1-7)

17

17

-

 

11

«РЭО»

79

77

2,5%

 

 

Общий контингент по школе

874

849

2,86%

 

 В школе учатся дети из малообеспеченных семей:

Из многодетных -69

Дети одиноких матерей–30

Опекаемые –13

Дети, у которых родители - инвалиды – 9

 Характеристика педагогического состава

Школа укомплектована кадрами полностью. Квалификационный состав и высокий уровень профессионального развития педагогов обеспечивает их эффективное участие в инновационных изменениях происходящих в образовательном учреждении.

В 2011-2012 учебном году в школе работают 54 преподавателя, в том числе 13 совместителей. Педагогический коллектив работает творчески, 47 преподавателей имеют высшую и первую квалификационные категории, 1человек имеет почётное звание,4человека имеют учёную степень:

 

Образование педагогов

Количество

Квалификационная категория

Количество

высшее

43

высшая

35

ср/специальное

10

I

12

н/высшее

1

II

5

 


Основные цели, задачи определяющие педагогическую работу школы .

  «Два человеческих изобретения

 можно считать самыми трудными:

 искусство управлять и искусство 

 воспитывать»

 И.Кант

Цели:

· Повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства преподавателей;

·  Сохранение стабильно-положительных результатов в обучении и воспитании учащихся;

· Совершенствование системы образовательного процесса на основе

единых принципов художественно-эстетического и духовно-нравственного образования и воспитания.

Задачи:

·  Организовать систему методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы преподавателей;

· Познакомиться с достижениями педагогической науки и практики, с новыми технологиями, уметь применять эти знания для анализа и самоанализа педагогической деятельности;

· Пополнить информационный педагогический школьный банк данных через обобщение и изучение опыта работы своих коллег;

· Создать методические разработки, адаптированные и модифицированные традиционные методики, индивидуальные технологии и программы;

· Апробировать инновационные линии по духовно-нравственному воспитанию на основе русской православной культуры в образовательных программах всех отделений школы искусств «Воскресение»;

· Совершенствовать педагогический и методический уровень мастерства преподавателей;

· Выявить опыт работы педагогов, заслуживающий обобщения и распространения;

· Приобщать учащихся к духовно-художественной культуре Православия с помощью введения элементов знаний по духовно-нравственной проблеме в содержание отдельных образовательных программ;

· Создавать условия для укрепления психологического комфорта, уважения, содружества всех участников общешкольного коллектива: учителей, детей, родителей;

· Развивать познавательный интерес, повышать интеллектуальный и профессиональный уровень учащихся через разнообразные формы учебно-педагогической деятельности;

· Формировать у учащихся духовные ориентации, художественно-эстетические потребности, национальное самосознание и твердую гражданскую позицию на основе традиций и идеалов русской православной культуры;

· Создавать психолого-педагогические условия для творческого и профессионального развития детей в соответствии с их способностями и интересами;

· Обеспечить достойный профессиональный уровень образования, соответствующий программным требованиям, сочетающий нормативные требования, рекомендации Министерства Культуры, Министерства Образования РФ, основ православной культуры.

Приоритетные направления:

· Внедрение педагогических технологий, основанных на интеграции духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования

· Повышение качества обучения и эффективности образования за счёт активизации взаимодействия дополнительного и основного образования

· Формирование культурного пространства ,благоприятного для духовно -художественного образования и воспитания

· Нравственное воспитание и художественно-эстетическое образование на основе традиций и идеалов русской православной культуры;

· Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания и духовно-эстетического образования в учреждениях дополнительного, дошкольного и общего образования;

· Интеграция духовно-нравственного содержания в действующие программы художественно-эстетической направленности;

· Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

· Выбор собственной образовательной траектории которая предполагается в работе с одаренными детьми;

· Разработка совместно с учреждениями образования научно- экспериментальных и творческих проектов;

· информационно и культурно-просветительская деятельность.

 Высокий уровень подготовки обучающихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования , поиском новых форм организации образовательного процесса ,системностью методической работы.

 Показатели деятельности школы:

  • Углубленная работа коллектива по единой методической теме ,
  • Поиск новых форм организации образовательного процесса,
  • Использование современных образовательных технологий ,
  • Системность методической работы.

Проведение  единой методической недели (ЕМН).

 Формы ЕМН:

открытые уроки, научные сообщения, мастер - классы, иллюстрированные показы, заседания отделов по единой методической теме (ЕМТ), круглый стол, предполагающий обсуждение и дискуссию.

Цель методических мероприятий: Повышение уровня профессионального мастерства педагогических кадров, включение их в творческий педагогический поиск.

Задачи:

1. Совершенствование педагогического и методического мастерства преподавателей.

2. Выявление опыта работы педагогов, заслуживающего обобщения и распространения.

3. Формулирование рекомендаций для корректировки модифицированных и авторских программ, обеспечивающих педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию.

В работе педагогов обращается внимание на:

- оценку своих творческих способностей и анализ собственных возможностей;

- знание инноваций в своей области и способы их применения;

- умение создавать, перерабатывать и интерпретировать проекты;

- чёткую формулировку целей, задач и этапов нововведений;

- программирование и корректирование результатов процесса.

 

Результативность:

-совершенствование деятельности педагогического коллектива;

-создание серии методических разработок уроков художественного, музыкально-теоретического циклов, увеличение качества знаний учащихся, участие в конкурсах, фестивалях, районных и городских мероприятиях.

Характеристика окружающего социума.

Школа находится в промышленном районе (южная часть) Волгограда. Население микроучастка школы разнообразно. Большую часть составляют рабочие предприятий района и города и служащие. Немало безработных. В данном микросоциуме, как и во всем обществе, существует ряд факторов, влияющих на развитие личности. Это недостаточный уровень благосостояния населения, превалирование рыночных отношений.

 

Итоги социальной диагностики микросоциума школы показали следующее:

 

Образовательный уровень родителей:

60%

 

22%

 

 18%

 

  • Образовательный уровень родителей средний (22% имеют среднее образование, 60% имеют средне-специальное образование, 18% имеют высшее образование).

18% детей проживает в частном секторе.

61% -русские.

39%-другие национальности.

Очевиден дефицит возможности для эстетического развития детей, т.к. школа отдалена от городских  культурных центров.

В последнее время наблюдается стремление родителей дать своим детям духовно-нравственное воспитание чему, возможно, способствует и наличие в районе старейших  храмов Святого Никиты Исповедника и Великомученицы Параскевы.

 В декабре 2010 года было проведено анкетирование учащихся с целью выявления их удовлетворенности качеством образования в школе. Анализ анкет учащихся и их родителей показал,  что школа даёт не только знания для продолжения образования или для будущей профессиональной деятельности, но и воспитывает душу человека. Поэтому положительным в нашей школе они считают ведение в нашей школе предмета основ православной культуры.

 

 Динамика удовлетворенности школьной жизнью обучающихся

 

 

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Люблю учиться

27,8%

28,3%

43%

Не люблю учиться

22,2%

20,4%

12,3%

 Тяжело учиться

16,3%

15,6%

8.4%

Интересно учиться

33,7%

35,7%

36.3%

 

Достижения в педагогической деятельности

 

 Школа имеет статус экспериментальной образовательной площадки комитета по делам культуры администрации Волгограда. Тема экспериментальной программы «Духовно-нравственное воспитание детей на основе русской православной культуры в условиях интеграции образовательного процесса ДШИ «Воскресение» и учреждений общего образования Кировского района Волгограда» В этой связи МОУ ДОД ДШИ «Воскресение» тесно сотрудничает с МОУ СОШ № 110.

Решение проблемы повышения качества образования школа видит во внедрении в образовательный процесс инновационных технологий.

Темы научно-методических семинаров:

  • Влияние экспериментальной работы на общее развитие учащихся ;
  • Система воспитательной работы и критерии воспитанности в условиях эксперимента;
  • Об организации исследовательской работы и творческого развития преподавателей в условиях школьного инновационного эксперимента;
  • Межпредметная интеграция в обучении как фактор создания личностно ориентированных ситуаций на уроке.

  

Социальный заказ к ДШИ «Воскресение»

 Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к учащемуся ко времени окончания им школы, где инвариант образования и воспитания заказывает государство, а вариативную его часть – родители и сами учащиеся. В качестве заинтересованных сторон здесь выступают:

- государство,

- учащиеся и их родители,

- преподаватели,

- образовательные учреждения, где могут продолжать обучение наши выпускники.

 С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования образования и воспитания в нашей школе относятся следующие направления:

 - формирование человека с высоким гражданским самосознанием, активной нравственностью, умеющим наиболее полно раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал;

 - содействие формированию культурного потенциала общества, сохранение и развитие его культурных традиций;

 - воспитание нравственности, трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма и любви к Родине;

 - выявление детей, имеющих природные задатки и способности, к обучению в избранной ими области искусства и детского творчества;

 - профориентация детей и подростков по типам профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства;

 - приобщение к духовно-художественной культуре Православия как основы русской и части мировой культуры.

Анализ результатов анкетирования участников образовательного процесса нашей школы показывает, что перечисленные выше направления развития школы являются актуальными и востребованными преподавателями, учащимися и их родителями.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

· Возможность получения ребёнком качественного художественно-эстетического образования;

· Набор предметов, позволяющим расширить интеллектуальный и художественный кругозор ребёнка, дающим возможность использовать его в будущей жизни и профессиональной деятельности;

· Духовно-нравственное воспитание и образование, помогающего адаптации детей и подростков к жизни в обществе;

· Формирование в процессе обучения познавательной активности, умения приобретать и творчески применять полученные знания, умения и навыки в содержательном досуге и в процессе активной самостоятельной творческой работы.

Опросы родителей показывают, что они выделяют в качестве приобретенных ценных ориентаций для своих детей овладение практическими навыками, которые они получают, обучаясь на том или ином отделении, а также в классе ОПК, позволяющие ребенку раскрыть духовно-нравственный потенциал, познакомить учащихся с вековым укладом жизни русского народа через освоение фольклорной традиции, углубить и расширить базовые знания гуманитарного цикла на отделе культуры Слова;

 

Исследование выявило достаточно высокую степень удовлетворенности родителей состоянием учебно-воспитательной работы, причём акцент делается и на профессионализм преподавателей и на духовно-нравственную составляющую работы в нашей школе.

 

Результаты исследования представлены в диаграмме.

 

Динамика роста степени удовлетворённости родителей жизнедеятельности школы.

 

 
 
 

3,5

3,4

3,3

3,2

3,1

3,0

2,9

2,8

2,7

2,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 2009 2010 2011 2012

 

 

 

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

· Имелись условия для качественного образования и  развития их творческого потенциала.

· Было интересно учиться;

· Уважали права ребенка и царил дух доброжелательства и взаимоуважения.

Педагоги ожидают:

  • Создание условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности;
  • Создание в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • Улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Участники опроса назвали те направления деятельности школы, которые, по их мнению, требуют совершенствования:

  • Системы дополнительного образования детей в художественно-эстетической сфере;
  • Расширение спектра дополнительных образовательных услуг в сфере духовно-нравственного и художественно-эстетического образования детей;
  • Расширение этнокультурного компонента;
  • Применение компьютерных технологий при изучении предметов.

 

2.4. Основные проблемы школы. Характеристика затруднений и нерешённых проблем.

 

Образовательная ситуация в стране дает основание выделить важнейшие проблемы, с которыми современная система художественного образования должна считаться. В концепции модернизации российского образования особо подчеркнута роль дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонности, способности и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Если же перейти на язык «чувств добрых» и «сладких звуков» (А.С. Пушкин), то это великое благо, что в нашей стране существует дополнительное образование. И дополнительным оно является только по названию, по сути же это образование первостепенной важности, поскольку свою главную задачу оно видит в том, чтобы помочь растущему человеку стать личностью.

Большой проблемой и большой бедой современных художественно-эстетического образования и воспитания видится в том, что зачастую потеряна их воспитательная составляющая. Мы растим специалистов, а нужно воспитывать людей-достойных и красивых, вызывающих уважение, способных творчески самораскрытья,  умеющих доставлять радость другим и тем самым себе, людей счастливых и одухотворенных. «Образование подчиненное задачам воспитания …- вот … то, что нам нужно в XXI веке» (Д.С.Лихачев). Художественно-эстетическое образование и воспитание должно помочь растущему человеку укрепить его духовные стержни, должно согреть душу ребенка и его сердце. Не зря народная мудрость гласит: «имей сердце, а на сердце и разум придет». К творчеству способен только человек с открытым сердцем.

 

Назрела необходимость устранения противоречий :

· Потребности общества в духовно-нравственной личности , сохраняющей идеалы, народные традиции, с одной стороны, и социальными условиями, не всегда содействующими воспитанию милосердия, любви к своей земле, Отечеству, межэтнической терпимости, - с другой.

 

Проблемы

 

· Отсутствие ценностных ориентаций у ребенка;

· Наличие двух образовательных систем : светской и духовной;

· Воспитание и образование не только человека-специалиста в какой-то отдельной отрасли, а человека духовного, то есть выявление в каждом ребенке определенного образа в соответствии с христианским взглядом на человека.

 

2.5. Укрепление и развитие материально-технической базы

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса соответствует содержанию Учебного плана. Классы оборудованы наглядными пособиями, стендами, современной аудио- и видео-техникой. Отдельные классы компьютеризированы. Все классы без исключения оборудованы в соответствии с их профессионально-художественной направленностью.

Имеются в достаточном количестве музыкальные инструменты, в том числе 3 рояля, 3 синтезатора ( и пр.). Отдельные классы содержат развернутые тематические экспозиции, которые по своим художественным достоинствам выходят за рамки «наглядных пособий» и вполне могут послужить основой для школьного музея художественного творчества детей.

Школа имеет укомплектованную библиотеку и фонотеку. Всего в библиотеке более 6000-экз. учебной и методической литературы. На одного учащегося приходится в среднем около 7 экз. учебной литературы. Всего в библиотеке – 164 экз. электронных носителей отражающих все виды образовательного процесса.

 Необходимо:

  • Обновлять и пополнять библиотечный фонд фонотеку и видеотеку школы;
  • Приобретать:
  •  Новые музыкальные инструменты;
  • Системы для кондиционирования воздуха (по ул. Быстрова)
  • Оборудования для кабинета отдыха (ул. Быстрова)
  • Ремонт кабинетов (ул. Быстрова).

 

 2.6. Школа имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами

 

Раздел II  

 

Концептуально-прогностическая часть

 

  1. Концепция развития школы

Миссия школысоздание условий для получения учащимися качественного эстетического и духовно-нравственного образования и воспитания , их личностного самоопределения и социализации в условиях современного общества.

Основные задачи школы :

- обеспечение достойного художественно-эстетического образования ;

- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах;

- возрождение духовных и нравственных традиций на основах русской православной культуры.

- возрождение традиций русской классической школы в условиях духовно-нравственного образования и воспитания на основе опыта православной культуры;

- создание базы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ в сфере культуры и искусства;

- формирование здорового образа жизни;

- организацию досуговой деятельности в различных формах художественного творчества, культурно-просветительской работы;

- углубление и расширение базовых знаний гуманитарного цикла, получаемых в общеобразовательной школе;

- приобщение к духовно-художественной культуре Православия как важной составляющей мировой культуры.

 

1.1. Выпускник  школы – это:

· Человек со сформированным у него ценностным отношением к таким понятиям как Отечество, семья, культура;

· Социально адаптированный, мобильный, конкурентно способный человек, который может реализовать свои интеллектуальные, материальные и духовные потребности, умеющий достойно адаптироваться к меняющимся условиям в окружающей среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности и  уважительное отношение к традициям и историческому прошлому своего народа;

· Человек, умеющий самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства, а также обладать умением приобретать собственный опыт художественной деятельности, подкрепленный высокой степенью овладения знаниями, умениями и навыками по выбранному виду искусства.

 

1.2. Приоритетными направлениями в развитии школы являются

 

Формирование личности, основывающееся на общечеловеческих этических и эстетических ценностях Истины, Добра и Красоты;

  • Через освоение программ художественно-эстетической направленности выработка у ребенка иммунитета ко всему дурному;
  • Создание целостной системы художественно-эстетического воспитания и образования на всех ступенях обучения в школе
  • Выполнение школой функций городской экспериментальной площадки по теме «Духовно-нравственное воспитание детей на основе русской православной культуры в условиях интеграции образовательного процесса ДШИ «Воскресение» и учреждений общего образования Кировского района Волгограда».

 

 

1.3. Ожидаемые результаты реализации программы:

 

  1. Совершенствование структуры, содержания художественно-эстетических программ и форм организации учебной деятельности с учетом социального заказа к ДШИ «Воскресение».
  2. Создание условий для освоения программ художественно-эстетической , духовно-нравственной направленности.
  3. Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка. Реализации его интересов.
  1. Развитие научно-методического потенциала ДШИ «Воскресение» в формировании духовно-нравственной личности ребенка. 
  1. Дальнейшая интеграция духовно-нравственного воспитания в образовательные программы школы. 
  1. Развитие научной и инновационной деятельности в области духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования детей. 
  1. Повышения уровня профессионального мастерства педагогов и руководителей ДШИ «Воскресение»

 

1.4. Принципы реализации программы

 

Реализация программы строится на следующих принципах:

    • программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение изменений в планы;
    • принципы вариативности;
    • включение в решение задач программы развития всех субъектов образовательно-воспитательного процесса
    • принципы информационной открытости.

 

Раздел III  

 Процессуально-технологическая часть

 

  1. Этапы реализации программы

1.1. Организационный (с сентября 2007 по август 2008 г.). Освоение перспективных направлений школы и моделирование её нового качественного состояния.

· Анализ ресурсов развития школы

· Развитие учебного плана

· Диагностика достижений обучающихся для оценки эффективности применяемых школой технологий;

· Проведение диагностики для профессиональной компетентности педагогов;

· Творческий анализ критериев оценки работы школы по направлениям «Профессиональная компетентность педагогов и сплоченность команды»;

· Создание в школе постоянно действующего научно-методического семинара для преподавателей и родителей4

· Формирование организационной структуры управления процессов научных технологий.

1.2. Основной этап (сентябрь2008 по май 2011г)

· Разработка и апробация авторских программ и программ направленных на создание целостной системы художественно-эстетического образования и духовно-нравственного воспитания;

· Овладение технологиями, способствующими создание целостной системы художественно-эстетического и духовно-нравственного образования и воспитания детей;

· Привлечение преподавателей к освоению командной модели коллективной деятельности.

 

1.3. Обобщающий (2011г. – 2012 г.г.)

 

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

· Проведение мониторинга по методике оценки качества образования деятельности школой.

· Обобщение опыта работы школы по следующим направлениям:

· Выполнение школой функций городской экспериментальной площадки по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей на основе русской православной культуры в условиях интеграции образовательного процесса ДШИ «Воскресение» и учреждений общего образования Кировского района Волгограда»

· Создание эффективных условий для формирования духовно-нравственного воспитания с учетом возрастных особенностей обучающихся.

· Закрепление в локальных нормативных актах школы фиксации созданных прецедентов образовательно-воспитательной практики школой.

· Разработка новой программы развития школой.

 

Программа развития школы предполагает следующие ожидаемые результаты:

 

1. Создание школы почти религиозного, трепетного отношения к нравственному, духовному здоровья всех её обитателей, где образование, и  воспитание нацелено на создание наилучших условия для развития творчества, где хороший учитель и хорошо ученику.

2.Совершенствование системы образовательного процесса на основе единых принципов профессионального, художественно-эстетического и духовно-нравственного образования и воспитания

3. Освоение учащимися позитивного опыта социального и межличностного общения.

4. Реализация образовательных программ по основным направлениям ОЭР на всех отделениях.

5. Оценка возможности интеграции духовно-нравственного содержания в образовательные программы, ориентированные на воспитание духовно-нравственной личности на всех ступенях образовательного процесса.

6. Овладение учащимися ценностно-смысловой и общекультурной компетенцией знаний основ русской православной культуры как части мировой культуры.

7. Участие творческих коллективов школы и отдельных учащихся в концертно-лекционной работе, творческих встречах, праздничных и тематических концертах, конкурсах, фестивалях. различного уровня.

Разработка и реализация совместно с другими учреждениями образования и культуры единого направления в духовно-нравственном воспитании учащихся третьего тысячелетия.

 

Школа искусств «Воскресение» устанавливает деловые контакты с:

1. Комитетом по делам культуры администрации Волгограда – методическая помощь, новые направления в методике музыкального воспитания и образования детей , проведение аттестации педагогических кадров.

2. Администрацией Кировского района г. Волгограда – вопросы содержания, финансирования школы искусств «Воскресение», укрепление материально-технической базы, реконструкция помещения, создание условий для сохранения, приумножения и творческого развития традиций культуры, создание новых проектов духовно-нравственного просвещения в районе.

3. Отдел искусства и художественного образования комитета по делам культуры администрации Волгограда

4. Волгоградским институтом искусств им. П.А. Серебрякова – методическая помощь, проведение аттестации педагогических кадров.

5. Районным отделом народного образования – совместная работа по духовно-патриотическому воспитанию.

6. Волгоградским Государственным Педагогическим Университетом, Волгоградским Государственным Университетом – публичные лекции, методическая связь с филологическим и историческим факультетами.

7. Волгоградским православным университетом и советом по делам образования и катехизации Волгоградской епархии – утверждение учебных планов по предмету «Основы православной культуры».

 

Раздел IV

Контрольно-экспериментальная часть программы развития

 

1.Управление программой

Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора по НМР. Корректировка программы осуществляется Советом школы.

 

Технология оценки результатов реализации программы развития

Система контроля и экспертизы хода реализации программы включает промежуточный контроль инновационных процессов и итоговый результативный контроль (оценка эффективности реализации программы).

· Совет школы рассматривает вопросы реализации программы развития применительно к каждому этапу инновационных преобразований;

· Администрация школы и руководители МО осуществляют тематический, текущий и фронтальный контроль;

· Научно-методический совет включает в план работы на учебный год вопросы контроля за реализацией приоритетных направлений согласно содержанию процессуально-технологической части программы;

· В планах работы отделений на учебный год предусматривается проведение мониторинга эффективности инновационных преобразований.

  1. Содержание контрольно-экспертных мероприятий.

 (см. план работы школы на 2012 уч. г.г.)

 Программа развития МОУ ДОД ДШИ «Воскресение» была утверждена на заседании педагогического Совета МОУ ДОД ДШИ «Воскресение» № 01 от 30.08.2007 года.

 

  Директор Э.А.Фурсова

 


mbou-voskresenie,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru