Волгоградский социально-педагогический колледж

Организация профилактической деятельности по предупреждению ДДТТ

12 апреля 2016

Организация профилактической деятельности по предупреждению ДДТТ
В настоящее время Минобрнауки России полагает невозможным внесение изменений в федеральный компонент государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (в части введения отдельной дисциплины об основах безопасности дорожного движения, начиная с первого класса) без соответствующих изменений законодательных норм и подготовительной работы по их внесению на федеральном и региональном уровнях.
Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста на улице и дорогах проводится педагогами ОУ (воспитателями групп, учителями младших классов) с учетом педагогических требований и предполагает решение следующих задач:
• развитие познавательных способностей воспитанников и обучающихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде; • обучение воспитанников и обучающихся знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улице и дороге; • воспитание законопослушного поведения по соблюдению правил дорожного движения.
В практике работы образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использованы различные формы работы как во время непосредственно образовательной деятельности дошкольников, так и на занятиях (уроках), во внеклассное время. Это занятия по безопасности движения, утренники, экскурсии по улицам города, просмотр кино-, видео- и диафильмов, беседы, соревнования и конкурсы на лучшего знатока Правил дорожного движения.
Основной целью организации занятий по правилам дорожного движения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Для достижения этой цели педагоги реализовывают систему обучающих, воспитательных и развивающих задач. К обучающим задачам относятся: • расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улице и дорогах; • изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге; • формирование практических умений пешеходов; • формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения; • освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах. К воспитательным задачам относятся: • формирование культуры участника дорожного движения; • воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения; • профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД. В систему развивающих задач входят: • развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; • развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения; • развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти. Важнейшими условиями обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста ПДД и навыкам безопасного поведения на дорогах являются: регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность и профессионализм. Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. 1. Учебный процесс: • проведение занятий и бесед с воспитанниками и обучающимися в рамках программы по ОБЖ; и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Р.Б. Стеркина , О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева • изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами; • проведение учебных экскурсий; • показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ. 2. Внеурочная деятельность • проведение тематических классных часов; • беседы инспекторов дорожной инспекции с обучающимися и воспитанниками; • участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне; • участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции «Внимание – дети!»; • обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области; • проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения; • ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места; • создание и работа отряда юных инспекторов движения. 3. Информационное и материально-техническое обеспечение • программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя, воспитателя; • оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе- детском саду №2; • наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы; • инструктаж педагогов ОУ, на совещаниях при директоре;

4. Работа с родителями • обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;• обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета; • проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними. 5. Контроль со стороны администрации • проверка правильности и систематичности заполнения журналов; • обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещаниях при директоре, педагогических советах; • посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственными за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


Одна из важнейших задач педагогов ОУ – профилактическая работа в летний период и другое каникулярное время, поскольку на период летних каникул приходится третья часть всех ДТП с детьми.
Поэтому при организации профилактической работы по безопасности дорожного движения педагогический состав не ограничиваеться проведением бесед-инструктажей о поведении на дорогах. Педагоги вместе с ребятами и сотрудниками ГИБДД оформляют стенды по ПДД, проводят кинолектории, встречи с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками (на тему “Последствия ДТП”, “Оказание первой помощи при ДТП”), мероприятия по ПДД (такие как: игры, викторины, практические занятия, конкурсы-соревнования, КВН, театрализованные представления и др.).
shkolacad2,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru