Волгоградский социально-педагогический колледж

Социально-бытовое обеспечение обучающихся

Состояние службы психолого-педагогического сопровождения в МОУ.
Педагог-психолог - Пономарева Елена Александровна, педагог высшей квалификационной категории.
Прием по личным вопросам - четверг с 10 до 12 часов.
ПАМЯТКА родителям первоклассников от педагога-психолога.doc [54,50 Kb]
Презентация для родителей будущих первоклассников.pptx [2,79 Mb]
В соответствии со ФГОС ОО при реализации в образовательном учреждении программы обучения педагог-психолог, оперируя диагностическими, консультативными, коррекционными, профилактическими техниками должен стараться применять технологии, приемы, техники, анализируя запросы и потребности образовательной деятельности в данном учреждении и адекватность, эффективность, возможность их применения.
Целью педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося в процессе обучения, создание социально-психологических условий для гармоничного развития личности обучающегося, создание условий для личностного, интеллектуального, профессионального развития всех участников образовательного процесса.
С учетом целей деятельности педагога-психолога в процессе деятельности реализуются следующие задачи:
1. Создание социально-психологических условий для гармоничного развития личности обучающегося и успешного освоения учебного материала.
2. Создание специальных условий для обучающихся, имеющих трудности в освоении учебного материала, социальной адаптации, психическом самочувствии и т.д.
3. Просветительская деятельность всех участников образовательного процесса, помощь в получении психологических знаний, навыков, техник и моделей поведения.
4. Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, современных техник, диагностических методик.
5. Работа по проектной деятельности, организация процесса исследовательской деятельности обучающихся.
6. Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.
Ценностные принципы педагога-психолога при работе в МОУ СШ №81:
1. Оценивание ситуации, социальной позиции обучающегося, психологической оценки не только с точки зрения того, насколько он успешен в обучении, образовании и социализации, но и с точки зрения целей, задач, идентификации, личностного развития самого ребенка.
2. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих обучающемуся самому выстраивать систему отношений с окружающим миром, обучить навыкам выбора, принятия решений и осознания ответственности за них.
3. Главный принцип, являющийся приоритетным в любом виде деятельности педагога-психолога – НЕ НАВРЕДИ!м Позиция, занимаемая педагогом-психологом в МОУ с учетом этих принципов, помогает ему быть рядом, вместе с обучающимся на всех этапах образовательного процесса, чутко реагировать на ситуационные моменты, заниматься профилактической деятельностью вместе с обучающимися.
Проблемы психологической помощи все участникам образовательного процесса решаются с помощью следующих методов работы педагога-психолога: Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, которое понимается в работе как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в процессе образовательной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса. Так же оно обеспечивает отсутствие у обучающихся чрезмерного нервно-эмоционального и физического напряжения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
В своей работе педагог-психолог МОУ СШ №81 опирается на следующие важные составляющие гармоничного развития обучающегося:
• реализация тех возможностей, которые обучающемуся открывает данный этап возрастного развития;
• реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.
• Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
• Профилактика.
• Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
• Консультирование (индивидуальное и групповое).
• Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
• Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
• Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Диагностическая работа.
Педагогом-психологом в 2014-2015 учебном году проводилась индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися, родителями, педагогами.
• Основные направления диагностической работы проводимой педагогом психологом:
• Диагностика мотивации, тревожности, адаптации обучающихся и педагогов.
• Диагностика интеллекта.
• Диагностика личности, эмоционально - волевой сферы психики.
• Диагностика межличностных отношений.
• Диагностика личностно - профессиональных интересов.
• Диагностика темперамента и характера личности.
• Диагностика уровня профессионального выгорания.
• Социометрия и др.
Профилактическая работа педагога-психолога в МОУ СШ №81 проводится в трёх направлениях:
1. Работа с учителями.
Мастер-класс для педагогов в рамках IV-й Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО» на тему: «Классный час с психологом».
Занятия по программе с элементами тренинга по программе профилактики эмоционального выгорания «Среди коллег», автор М.В. Зубкова, г. Волгоград. Выступления на пед.советах на тему адаптации пятиклассников, деятельности педагога-психолога в школе.
Индивидуальные, групповые консультации в течении учебного года.
Составление индивидуальных образовательных маршрутов совместно с учителем.
2. Работа с родителями.
Проведение тематических родительских собраний в соответствии с планом работы. Был разработан и проведен цикл тематических родительских собраний с видео - презентациями и рекомендациями для родителей по наиболее актуальным темам воспитания детей и подростков (с 1 по 11 кл.). Просветительская работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность.
При проведении профилактической работы социально - психологическая служба школы активно сотрудничала с различными организациями: Волгоградской областной юношеской библиотекой, детской библиотекой им. А.С. Пушкина, МУ "Социум" и др. организациями. Совместно с этими организациями в школе традиционно проводятся дни профилактики. В ходе которых с обучающимися 1-11 классов организовывались игровые занятия, тренинги, диспуты, кинолектории и т.д., а также семинары для педагогов и родителей.
Чётко спланированная, своевременно проводимая профилактическая работа построенная совместно с социальным педагогом, классными руководителями, администрацией школы помогает избегать многих негативных, конфликтных ситуаций о чём свидетельствует благополучная социальная ситуация в школе. В течении 2014-2015 учебного года социально - психологической службой школы проводилась стендовая - просветительская работа по темам:
• «Школьная служба примирения «Навстречу друг другу»;
• «Телефон доверия»;
• «Влияние родителей на формирование здорового образа жизни детей»;
• «Что делать, чтобы уберечь ребёнка от наркотиков»;
• «Как разговаривать со своим ребёнком?»;
• «Ребёнок идёт в первый класс»;
• «Сдаем экзамены без стресса».
Обновление информации на стенде позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации.
3. Работа с учениками.
Работа с учениками МОУ строилась в соответствии с планом работы педагога-психолога и учетом индивидуального запроса.
Реализация проекта «Здоровье»
Школа оснащена медицинским и стоматологическим кабинетом.
В школе с 2006г. реализуется программа по проекту «Здоровье». Проект «Здоровье» был разработан для взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, а также для сохранения и укрепления здоровья учащихся, организации содержательного досуга.
Цели проекта:
1. Создание и реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
2. Сохранение и укрепление здоровья школьников;
3. Способность социальной адаптации школьников.
Задачи проекта:
- сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения;
- формирование понятия о нравственных ценностях и представлений о культуре здоровья.
- формирование устойчивого интереса и мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- повышение уровня физического развития и физической подготовленности.
Направления проекта:
- образовательные;
- оздоровительные;
- развивающие.
В проекте выделяется семь модулей здоровьесберегающих технологий:
Первый модуль связан с необходимостью образования детей в сфере здоровья.
Второй модуль предполагает включение программ и практического руководства по физической активности учащихся.
Третий модуль рассматривает проблему организации школьного питания.
Четвертый модуль касается вопросов школьных медицинских осмотров.
Пятый модуль исследует вопросы психологической и социальной адаптации детей.
Шестой модуль затрагивает проблемы необходимости повышения квалификации работников школы в области здравоохранения.
Седьмой модуль направлен на активное участие семьи и общества в организации сохранения здоровья детей школьного возраста.
В рамках проекта школы проводится ряд профилактических и спортивно–массовых мероприятий:
- физкультминутки и физкультпаузы на уроках;
- мероприятия во внеурочное время (всей школой учитель-ученик-родитель);
- прогулки на свежем воздухе (во время больших перемен);
- обеспечение горячим питанием;
- осмотр детей врачами Областного физкультурно-оздоровительного диспансера;
- спортивные праздники: « День Здоровья»(1 раз в четверть), « День Детства», « День Бегуна»- в рамках Всероссийской акции « Спорт- вместо наркотиков», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», «Спорт вместо наркотиков», а также традиционные соревнования, турниры и по баскетболу, волейболу, футболу, олимпиады школьников и спартакиады учитель –ученик.
Для реализации проекта «Здоровье» была разработаны Концепция школы, ведущей идеей которой является включение в учебно-тренировочный процесс мероприятий по развитию у учащихся стойких спортивных интересов и мотивации на занятия спортом, которые будут способствовать закреплению контингента занимающихся и повышению эффективности работы в школе.

Ирина,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru