МОУ Детский сад № 235

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Образовательные стандарты и требования



ФГОС ДО Приказ.pdf

Письмо Минобрнауки России 10.01.2014 N 08 10 1.pdf

Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 №08 249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования.pdf

Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 N 01 52 2205 382 О недопустимости требования.pdf

ФГОС НОО для детей с ОВЗ.pdf

Методические рекомендации по внедрению ФГОС ОВЗ.pdf

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФГОС ДО
1.Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
2.Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.
3.Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования –обеспечение множественности различающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
4.Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
5.Государственные гарантии уровня и качества образования – единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
6.Дошкольные организации – организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования или оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.
7.Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
8.Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
9.Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
10.Качество дошкольного образования - соответствие уровня образовательных результатов детей дошкольного возраста и условий, которые обеспечивают их достижение, ожиданиям потребителей образовательных услуг (государства, родителей, детей) и установленным в системе образования требованиям.
11.Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
12.Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
13.Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
14.Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
15.Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
16.Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
17.Организации, осуществляющие образовательную деятельность – организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.
18.Основная образовательная программа дошкольного образования – комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
19.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - документ, в котором представлено содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста; разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
20.Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
21.Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
22.Продуктивная деятельность – форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как познание, труд, физическая культура, художественное творчество.
23.Преемственность основных образовательных программ – преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
24.Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
25.Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
26.Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
27.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН) – нормы и правила, направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
28.Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают: 1) непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; 2) совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; 3)совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
29.Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
30.Стандарт - нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, нормы, требования к стандартизуемому объекту, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат.
27.Уход – проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
18.Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Источник: А.А.Майер «Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации», М., 2014.

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ