Волгоградский социально-педагогический колледж

Экспериментальная работа

Программа экспериментальной работы
муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия № 1 Центрального района Волгограда"


Тема: Коммуникативно-деятельностный подход к изучению дисциплин филологического и обществоведческого циклов в условиях гимназии многопрофильной направленности: разработка технологии и апробация.
Исполнители эксперимента: Педагоги центра гуманитарного образования МОУ "Гимназии № 1 Центрального района Волгограда", директор Цыбанев Николай Павлович.
Научный руководитель: Профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания ВГАПК РО, кандидат филологических наук Солодкова Светлана Владимировна.

Актуальность: Изменившиеся условия жизни, демократизация общества, с одной стороны, и конкуренция, становление рыночных отношений – с другой, выдвинули новые требования к формированию человека, специалиста, гражданина. Ответственность перед обществом и природой, востребованность и спрос, а не распределение специалистов, товаров, услуг; профессионализм, а не идеологическая ориентация; личностное отношение, а не пассивное исполнительство – эти критерии определили новый взгляд на образование, воспитание и развитие личности, выдвинули феномен деятельности человека на одно из первых мест в производственной и социальной жизни общества, в образовании и культуре.
Коммуникативно-деятельностные проблемы активно обсуждались отечественной гуманитарной наукой на протяжении 80-х – 90-х годов. Среди наиболее известных стоит выделить технологии учебных коммуникаций и деятельности, разработанные в рамках инновационных философских и психолого-педагогических подходов: школ развивающего обучения (В.В.Давыдов) и мыследеятельностной педагогики (Г.П. и П.Г.Щедровицкие. Ю.В.Громыко), школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов), школы филологической герменевтики (Г.И. и В.Г.Богины), школы преемственной смыслодеятельности (В.В.Сильвестров, Т.В.Томко), школы коммуникативной дидактики (В.И.Тюна, Ю.Л.Троицкий).
Между тем методику преподавания филологии и обществоведческих циклов в целом обсуждение коммуникативно-деятельностных вопросов как-то обошло стороной.
Периодически вспыхивающий интерес к коммуникативно-деятельностному подходу – свидетельство расширения инновационного поля образования и потребности интерпретировать новые варианты образовательной деятельности, содержание и формы которой постоянно изменяются во времени, хотя можно и проследить некоторые устойчивые тенденции, например, использование в обучении и воспитании реального опыта и трудовой деятельности детей и подростков, на чем издавна основываются народная педагогика и семейное воспитание.
Обучение видам деятельности составляет содержание профессионального образования, активная деятельность учащихся – залог успешного обучения и воспитания на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В ней же реализуются субъектные функции образования: развиваются сущностные силы и способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; проявляются инициатива и ответственность; усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека. Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения.
С философской точки зрения, деятельность есть форма диалектического отражения окружающего мира человеком, мера его активности в любом отражательном процессе и в обучении в частности. Активно развивающийся в настоящее время в современной педагогике субъектно-деятельностный подход означает превращение ученика из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над ними, в активно действующую личность на основе формирования в деятельности субъектной позиции индивида. «Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения».
Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Обучение на основе выполнения и освоения различных видов деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, перемещающий акцент с информирования ученика на самоовладение знаниями и умениями в процессе учения.
Имеющийся многолетний опыт работы педагогического коллектива многопрофильной гимназии по созданию условий формирования культуры жизненного самоопределения гимназистов дает возможность для построения учебного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода, позволяющего решать задачи, поставленные современным обществом перед школой.
Из чего следует, что тема экспериментального исследования является актуальной и сегодня.

Постановка проблемы: теоретическое осмысление коммуникативно-деятельностного подхода к изучению дисциплин филологического и обществоведческого циклов немыслимо без их экспериментальной апробации в практике конкретного учебного заведения. Для достижения позитивных результатов и реализации принципа системности необходимо, чтобы идея коммуникативно-деятельностного подхода охватила основную и среднюю (полную) школу.
В МОУ Гимназии № 1 сложились практические предпосылки, объективно способствующие организации экспериментальной работы по выше названной проблеме. Объединяющим началом, позволяющим осуществить работу на второй и третьей ступени школьного образования, является концепция гимназии, предполагающая формирование личности социально-активной, сочетающей в себе гражданственность, высокие нравственные качества и готовность к конструктивной общественно-полезной деятельности.
В гимназии накоплен определенный опыт работы по формированию в коммуникативных и деятельностных компетенций, а также подходов к изучению гуманитарных предметов. Педагоги владеют и используют на уроках широкий спектр педагогических технологий: личностно-ориентированных (диалоговая, задачная, тренинговая, игровая, творческого развития), психо-интенсифицированнных (проектные, проблемные, интерактивные, опорных сигналов и др.), информационных. Однако недостаточно внимания уделяется системному подходу в реализации и выборе принципов, средств, методов и приемов обучения адекватных коммуникативно-деятельностному подходу.

Объект экспериментальной работы: процесс структуирования технологических моделей коммуникативно-деятельностного подхода к изучению дисциплин филологического и обществоведческого циклов.
Предмет экспериментальной работы: создание условий для реализации технологических моделей, обеспечивающих формирование у учащихся умения действовать на основе знаний в конкретной ситуации.
Цель экспериментальной работы: разработка и апробация в процессе гимназического преподавания технологических моделей, способствующих формированию у учащихся коммуникативно-деятельностных компетенций.
В основу экспериментального исследования положена гипотеза, согласно которой формирование у учащихся гимназии коммуникативного-деятельностных компетенций будет успешным, если:
  • коммуникативные компетенции и деятельностный подход будут представлены не как отдельные направления в обучении гимназистов, а как единая система, взаимодополняющая друг друга;
  • педагоги систематически будут применять коммуникативно-деятельностный подход в образовательном процессе;
  • при планировании уроков и внеклассных мероприятий будет учитываться поэтапное освоение учащимися умений действовать на основе знаний;
  • будет использоваться практика нестандартных активных форм преподавания филологии и обществоведческих дисциплин.
В соответствии с постановленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи экспериментальной работы:
  • создание в гимназии системы организационно-педагогических условий, позволяющих реализовать различные аспекты коммуникативно-деятельностного подхода;
  • разработка методических моделей коммуникативно-деятельностного подхода;
  • внедрение в практику преподавания технологических моделей коммуникативно-деятельностного подхода, позволяющих сформировать у учащихся умения действовать на основе знаний в конкретной ситуации, а также способствующих активизации творческой, коммуникативной и речевой деятельности детей;
  • установление последовательности этапов, обеспечивающей учащимся гимназии эффективность и прочность овладения коммуникативно-деятельностными компетенциями;
  • определение на основе анализа психолого-педагогических и методических источников системы критериев, позволяющего судить об уровне сформированности у учащихся коммуникативно-деятельностных компетенций;
  • разработка системы методической поддержки педагогов-экспериментаторов, осваивающих коммуникативно-деятельностную методику.
Ожидаемые результаты эксперимента
  • Программно-дидактические средства - в ходе опытно-экспериментальной работы будут созданы методические пособия, помогающие освоить коммуникативно-деятельностную методику на разных ступениях преподавания; апробированы педагогические технологии позволяющие сформировать у учащихся гимназии коммуникативно-деятельностные компетенции.
  • Организационно-методические средства - разработка методических рекомендаций по реализации системы коммуникативно-деятельностного подхода в практике гимназического образования;
  • Рефлексивно-оценочные средства – презентация коммуникативно-деятельностной методики через систему открытых уроков и тематических семинаров.
  • Организационно-педагогические средства - создание в гимназии временных творческих коллективов по отработке технологических моделей коммуникативно-деятельностного подхода на разных ступенях образования.
  • Оценочно-диагностические средства – позволяющие определить уровень сформированности у учащихся гимназии коммуникативно-деятельностных компетенций интегративных знаний и умений; средства, помогающие осуществить контроль профессионально-личностного саморазвития педагогов в условиях экспериментальной деятельности.
Сроки эксперимента: 5 лет; с января 2010 года по январь 2015 года
МОУ гимназия №1,
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru