Волгоградский социально-педагогический колледж

«Школа здоровья – школа комфортная для детей»

17 ноября 2011

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся  является важной задачей для  современной общеобразовательной школы. Эта необходимость диктуется ухудшением здоровья учащихся, ростом числа отклонений от общепринятых норм поведения и правонарушений среди несовершеннолетних. В настоящее время большое количество детей школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы видится в достижении школьниками комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.

С психологической точки зрения комфорт школьника — психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды с одной стороны и образовательной деятельности школьника, удовлетворения от учебной деятельности с другой.

Комфортная внутришкольная среда — внутреннее пространство школы, система ее условий, которые способствуют или препятствуют оптимальной включённости обучающихся в образовательную деятельность и их успешной самореализации.

Комфортные условия внешней среды, созданные в школе для обучающихся, позволяют максимально сохранять их здоровье, способствуют адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживают положительный эмоциональный фон, формируют устойчивое позитивное восприятие школьной жизни. 

В нашей школе на данный момент возникла необходимость подготовки и реализации программы, названной нами «Здоровье». В рамках данной программы мы бы хотели,  используя комфортные условия внутришкольной среды и творческий потенциал педагогического коллектива, реализовать на новом уровне  образовательные и воспитательные задачи.

 

Программа «Здоровье» и ее реализация в образовательном учреждении строится по следующим направлениям:

·  создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

·  повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;

·  комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;

·  воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.

Результативность работы возможна при условии системности, целенаправленности, комплексности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Реализация программы предусматривает три этапа:

I этап – анализ объективной ситуации деятельности школы по сохранению психофизического здоровья детей и взрослых, изучение и обобщение  опыта работы образовательного учрежденияпо данному направлению, разработка программы и критериев ее эффективности, изменение в структуре управления школой (2009-2010 учебный год.)

 На первом этапе реализации программы «Здоровье»  реализуется опыт работы школы по данному направлению, а именно:

- работает программа «Академия здоровья» для обучающихся 1-4 классов;

- с 1991 года  осуществляется сотрудничество со спортивными организациями с целью создания комфортных условий для оптимального сочетания образовательной деятельности обучающихся и дополнительного образования в области физкультуры и спорта;

- на базе школы созданы условия для занятий футболом: в 2008-2009 учебном году построены два поля с искусственным покрытием для мини-футбола, оборудованы две душевые комнаты, комнаты отдыха. Для методических занятий создан методический центр.

-  разработан проект спортивных сооружений на территории школьного двора.

- МОУ СОШ № 2  уже работает по универсальному режиму, сочетающим учебные занятия с тренировочно - соревновательным циклом. У обучающихся спортсменов проходят ежедневно двухразовые тренировки, организовано трехразовое питание. Доставка обучающихся на тренировки и с тренировок в основном осуществляется школьным автобусом;

- с первых ступеней обучения в школе проводится оздоровительная работа по укреплению здоровья учащихся через специализированные физкультминутки, динамические паузы, витаминизацию.

 - систематически проводятся беседы, целью которых является распространение и популяризация ценностей здорового образа жизни, убежденность в его необходимости и возможности. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом в начале каждого нового учебного года составляется план спортивно-массовых мероприятий.

 

 

На этом этапе школьники испытывают психологический комфорт: охотно посещают уроки физической культуры и  тренировки, так как им нравится заниматься на новых футбольных полях, испытывают эмоциональное удовлетворение от занятий. Большое удовольствие доставляет посещение комнат отдыха. Положительные эмоции обучающиеся испытывают при общении со сверстниками, учителями, тренерским составом. В связи с режимом образовательного учреждения, дети проводят вместе много времени, в результате формируется умение проявлять эмпатию друг к другу: принимать и понимать проблемы других, сочувствовать, сопереживать. Тесно сотрудничая, педагогический коллектив и тренерский состав уделяют особое внимание обучающимся, переживают вместе ситуацию успеха и неудач.

 В ОУ много делается для создания физического комфорта школьника . В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т.п., то есть потребности первого уровня пирамиды Маслоу, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Ежедневно обучающиеся спортсмены получают трехразовое питание, включающее в себя разнообразное меню, в рационе имеются фрукты, овощи. Обучающиеся удовлетворяют потребность в  личной гигиене, ежедневно принимая душ после тренировочного процесса. Во время отдыха школьники находятся в оборудованных комнатах отдыха. Для комфорта детей создана релаксационно–методическая комната, где имеется домашний кинотеатр. Здесь обучающиеся отдыхают, с ними проводят методические занятия, классные часы. Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

 

 

II этап основной (2010-1011, 2011-2012 учебные гг.):

- разработка проектно-сметной документации (уже проведена работа по техническому обследованию состояния недостроенных объектов на территории школы- столовой, конференцзала и крытого спортивного зала);

- завершение строительства новой столовой;

- завершение крытого спортивного зала;

- строительство спортивных площадок на территории МОУ СОШ № 2 (площадка для начальной школы, баскетбольная площадка, беговая дорожка…).

Выполнение II этапа программы позволит существенно улучшить комфорт внутришкольной среды и повысить мотивацию учащихся на занятия спортом и ведения здорового образа жизни.

III этап – заключительный (2012-2013 учебный год):

- завершение перехода работы ОУ в режим школы полного дня для обучающихся - спортсменов олимпийских видов спорта;

- анализ результатов реализации программы и дальнейшая перспектива развития.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

­  Сохранение и укрепление физического здоровья учащихся.

­  Формирование устойчивой мотивации у обучающихся и учителей к здоровому образу жизни.

­  Повышение уровня психологического комфорта в ученическом и педагогическом коллективе.

­  Снижение нервно-психических отклонений у учащихся.

­  Установление взаимоотношений сотрудничества, улучшение эмоциональной сферы учебно - воспитательного процесса.

 


0
Карпова Валентина Анатольевна, Ответить Цитата

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф Министерство образования и науки Волгоградской области obraz.volganet.ru Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru